И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
«Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».
В.И. Ленин
Владимир Ильич – голова! Я бы ему палец в рот не положил... А вспомнил я об этом, когда на прошлой неделе посмотрел документальный фильм об истории кино...
От моего дедушки осталась его библиотека. Большую часть в ней занимали книги о кинематографе. Не задолго до смерти он увлекся киносъемкой. В одной из зарубежных поездок приобрел кинокамеру. Стал снимать. От моего дедушки остались снятые им пленки, проектор, экран на раздвижной треноге и кинокамера. В детстве почти все семейные праздники заканчивались просмотром снятых дедушкой пленок. Я был очень горд, когда у меня появилось право самому показывать, а значит и смотреть, все, что было им снято.
А в библиотеке была книга. Точнее шесть томов книги Жоржа Садуля «Всеобщая история кино». Как-то я взял первый том, начал читать... Неожиданно, это оказалось интереснее стихов, философии и биографии рок музыкантов (того, чему я в то время отдавал предпочтение (Вспомнил! Я и читать то ее начал после того, как узнал, что Джим Моррисон серьезно изучал кинематограф в Лос-Анжелесском университете)). Да вот беда... Читая, я любил отвлекаться на обдумывание и размышления о прочитанном. Как-то я забыл эту книгу в электричке... И это была потеря...
И вот документальный фильм вернул меня к тем ощущениям от ТОЙ увлекательной ИСТОРИИ. Плюс двадцать лет честной работы над приобретением ОПЫТА. Что же там было?
И ребенок знает, что 28 декабря 1895 был дан первый коммерческий сеанс синематографа в подвале «Гран кафе» на бульваре Капуцинов (спасибо Андрею Миронову)!
Первым их фильмом был «Выход рабочих с фабрики Люмьер». Дальше демонстрировались различные ролики, в которых обязательно имели место разнообразные виды движения (море, работающие кузнецы, гимнаст). Но наибольшую популярность имели два ролика, которым Люмьеры и обязаны присвоенным им Именем «Родителей кино». Это «Прибытие поезда на вокзал Ля Сьота», ставший первой шокирующей хроникой, и «Политый поливальщик», который является родоначальником всего игрового кинематографа, продемонстрировавший путь его развития - рассказывать простейшие истории.
Но Люмьеры не появились из неоткуда. Кроме того, что Братья вместе со своим отцом были руководителями крупной фабрикой фотоматериалов в Лионе, была еще и история...
Все великие живописцы создавали Иллюзию движения. Вагнер считал, что вершиной искусств является опера — наиболее синтетический жанр, в котором литература и музыка, живопись и танец сливаются воедино. А Скрябин писал симфонии в расчете на цветовое сопровождение: меняющиеся звуки он мечтал соединить с меняющимися цветами...
Люди искали в объединении возможностей различных искусств новое ЗНАНИЕ.
Эдисон в 1876 году первым заставил неодушевленный предмет заговорить человеческим голосом. Фонограф. Ему пришла идея присоединить к аппарату, воспроизводящему человеческий голос, аппарат, воспроизводящий лицо говорящего или поющего человека. Были известны и опыты Истмена по созданию целлулоидных фотопленок. Соединение этих идей в один аппарат — кинетоскоп Эдисон поручил своему помощнику Диксону. Так звуковое кино было изобретено за семь лет до немого. Но зрителем этих опытов мог быть только один человек. И Эдисон не стал патентовать свое изобретение в Европе. Люмьеры же подали свою патентную заявку 13 февраля 1895. Они не были первыми. Пробные демонстрации фильмов начались с 1888 года. А в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии». В основе публичной демонстрации движущихся образов на экране лежит ряд фотографических изображений. Но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино.
Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения. Аппаратура Люмьеров, легкая, удобная (ее можно было применять как для съемки, так и для проекции фильмов) и сравнительно недорогая. Они создали продукт – КИНОСЕАНС (несколько видовых фильмов, несколько уличных сценок, несколько комических сюжетов, кинохроника как отдельная ветвь кинематографа).
Но Луи Люмьер не видел потенциальных возможностей синематографа. Когда к нему обратился человек, предлагавший все свое состояние за право на синематограф, он ответил: «Скажите спасибо, что мое изобретение не продается. Иначе я разорил бы вас. Как научная диковинка синематограф когда-нибудь получит признание, но коммерческих перспектив он не имеет!» Человек не поверил.
Его звали Жорж Мельес Фантазия у него была богаче. А опыт работы газетным карикатуристом, театральным декоратором, режиссером, актером, а также техником и конструктором развлекательных аттракционов давал широту взглядов. Это помогло ему расширить возможности киноповествования, продемонстрировав, что кино может не только запечатлевать жизненные события и показывать смешные сценки, но также и рассказывать волшебные захватывающие истории. Жорж Мельес, как театральный актер, режиссер, а также и иллюзионист. пришел к знаменитому «волшебному превращению», когда видимый на экране объект вдруг резко изменяется или вообще превращается во что-то другое. Самый известный мельесовский фильм «Путешествие на Луну». Мельес стал использовать монтаж. Он доказал, что нет фантазии, которая на экране не показалась бы реальностью.
Однако его ученик, дебютировавший в феериях учителя, доказал, что нет такой реальности, которая на экране не могла бы показаться искусственной чепухой, фантасмагорией. Это был Андре Дид. Родилась эксцентрическая комедия. Она многое заимствовала у цирка, у газетных карикатур и комиксов, у эстрадных куплетистов, у театральных фарсов и водевилей.
В 1908 года группа литераторов и театральных деятелей организовала общество «Фильм д'Ар», что значит «Художественный фильм». Они поставили своей задачей сделать кино подлинным искусством, проводником культуры, хорошего вкуса. Общество привлекало к работе в столь непрестижной сфере деятельности крупнейших драматических актеров артистов (Сару Бернар, Габриель Режан), тщательно следя за историческим правдоподобием костюмов и бутафории, снабжая фильмы длинными пояснительными надписями. Оно стремилось поднять кино на высокий художественный уровень за счет театральных достижений.
В свою очередь, увидев успех своих аппаратов, Люмьеры обучили несколько операторов и разослали их по разным странам. Так появилась первая кинематографическая профессия — кинооператор. Без режиссеров, без актеров, без лаборантов люмьеровские операторы снимали, печатали и демонстрировали свои фильмы. Преимущественно это были события общественной жизни: праздники, шествия, молебны, скачки, пожары, дипломатические визиты. Вскоре в погоне за сенсациями операторы попытались снимать военные события, но тут же поняли, что сподручнее и безопаснее имитировать перестрелки и атаки, переодев солдатами нескольких зевак.
Постепенно появились и термины, обозначающие кинематографические планы: дальний план — включающий пейзаж или большую декорацию, общий план — человек во весь рост; средний план — человек по колено или по пояс, крупный план — лицо человека. Позднее появились и суперкрупные планы, называемые также деталью. На них снимались какая-либо часть тела (глаза, рука) или предмет (нож, монета, цветок).
Крупные фирмы Патэ и Гомон (получившие Люмьеровские аппараты), конкурируя между собой, стремясь захватить все новые и новые рынки, наладили выпуск хроникальных журналов, обозревавших события во всем мире — от коронации русского царя до чумы в Бомбее. А также быстро увеличивали выпуск красивых видов разных стран, коротеньких сценок из театральных спектаклей с участием знаменитостей.
Конечно, не обошлось без конкуренции, что по выражению Ротшильда – есть грех.
До Эдисона стали доходить слухи об успехах Люмьеров. Узнал он и о том, что подобие его кинетоскопа выпускает в Англии Р. Пол. Были приняты срочные меры. Агенты Эдисона начали преследовать по Америке плагиаторов и конкурентов, последователей Люмьеров. Что создало только трудности распространению кинематографа. Французы пытались удержать монополию на киносъемки. Чарли Чаплин выступал против звукового кино, чтобы звук не мешал их изобразительным экспериментам.
Однако остановить развитие кино было уже невозможно. Фильмы стали снимать во всем мире, во всех странах. Появился Звук, Цвет...
Например, в Америке к 1905 году было около десяти постоянных кинотеатров, а к 1910 году стало более десяти тысяч. Патентная борьба Эдисона, экспансия в Америку фирмы Патэ, возникновение множества мелких, самодеятельных фирм, снимающих картины без всяких патентов, — привело в 1909 году к учреждению треста Эдисона, а в 1912 году к организации ряда крупных кинофирм в Голливуде, организованных по капиталистическому образцу. Кинематограф стал промышленностью. Начинает формироваться киноиндустрия, фильмы ставятся на поток, а режиссёров с главных ролей вытесняют продюсеры. Формируется стандартная голливудская система - продюсер подбирает и покупает сценарий, по которому должен сниматься фильм, он же приглашает режиссёра, он же выбирает актёров, как правило, из числа т. н. "звёзд", сам факт участия которых в фильме уже есть, по сути, определённая приманка для зрителя. Европейские режиссёры ищут и отыскивают новые методы, позволяющие значительно усилить выразительность изображения сцен и объектов в кино, путём использования разных приёмов, влияющих на субъективные впечатления зрителя, расширить возможности киноязыка.
Кино стало прибыльным бизнесом, причем в международном масштабе, фильмы импортировались и экспортировались. Зачастую это были разные версии одного и того же фильма. Иногда кино снимали одновременно на две камеры, получая два одинаковых негатива. Титры снимались на двух разных языках, а затем передавались двум разным дистрибуторам для распространения в двух разных странах. Иногда для картины снималось другое окончание... и т.д....
Конечно, это НОВОЕ искусство не могло не стать инструментом пропаганды. СССР, Германия, США использовали его не только как искусство..............................................................................................................................................
Человек всегда считал искусство чудом. Пением он приручал диких животных. Рисовал зверя или врага что бы его победить. Разрушал и строил , подчинял и освобождал, убивал и оживлял с помощью слов. Звуки, краски, слова, соединяясь между собой, вдруг становятся событиями и людьми, вызывают у нас радость, отчаяние, страх, смех или печаль. Физика, химия, оптика, механика порождает новое искусство?
Кино берет сюжеты у литературы, расположение предметов на плоскости экрана у живописи, актерскую игру у театра... Новое искусство вошло в каждый дом, в каждую семью, в сознание каждого человека. Будучи изначально СИСТЕМОЙ.
А теперь скажите мне. Может ли История создания этой Системы, этой глобальной сетевой постиндустриальной Империи не захватить и не увлечь? История, говорящая о том, что постиндустриальный бизнес начинается с правильного питания тех, кто создает этот бизнес, держится на производстве средств обеспечивающих процесс, скрепляется людьми, организовывающими этот процесс и, конечно же, движется теми, кто рассказывает САМУ ИСТОРИЮ, являющуюся основным ПРОДУКТОМ на Рынке Имен (не забывая про тех, кто эту Историю придумал и тех, кто взял ее как идею Нового и все это затеял).
Вы спросите: Причем здесь Рынок Имен? Да вы хоть один фильм до конца досмотрели? Сколько времени занимает быстрое перечисление тех, кто принимал участие в создании даже не самой лучшей Истории? И все это ИМЕНА. Маленькие и БОЛЬШИЕ....
Кирилл Павлович Гопиус
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":