И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Теперь пришло время вернуться к той системе, о которой было упомянуто выше.
Создавалась она в 20 - 30х годах советской военной разведкой именно для подготовки нелегальных сотрудников. В качестве источников послужили официально существовавшие в то время системы, боевой и применимый к бою бытовой опыт народов СССР (в том числе знатоков из числа корейцев, китайцев и японцев, во множестве живших тогда на Дальнем Востоке и на Сахалине), практика уголовной среды, прорабатывались средневековые европейские учебники по рукопашному бою, привлекались специалисты из стран Европы, Азии, Америки. Вся техника и тактика проверялась на эффективность в реальных боях с преступниками, приговоренными к смертной казни и только после этого включалась в арсенал системы. Использовалась система исключительно для подготовки нелегалов военной разведки и, частично, во время ВОВ, зафронтовых сотрудников и розыскников центрального подчинения военной контрразведки СМЕРШ. В полном объеме знал ее относительно неширокий круг инструкторско-преподавательского состава. После войны в силу ряда причин она находится в забвении.
Естественно, эта система, созданная профессионалами для профессионалов кардинально отличается от спорта, боевых искусств и самопальных подделок.
Сразу оговорюсь, что и спорт, и боевые искусства содержат в себе прикладной потенциал и занятие ими может подготовить человека к реальному бою. Но и у спортивных единоборств, и у боевых искусств имеется, так сказать, родовое проклятие. Каждое из них предусматривает поражение противника лишь одним классом приемов: только ударами определенного типа либо бросками с различными вариантами захватов, включая болевые приемы или без них, либо, наконец, комбинацией ударов и бросков, опять же определенного типа. Все остальные способы воздействия на противника остаются за бортом. То же самое и с использованием оружия. И само оружие специфическое, и приемы владения им строятся на двигательной базе, характерной для той или иной системы.
Это означает, что успеха в таких системах добьется только человек, чьи врожденные или приобретенные психофизические особенности позволяют ему доводить до совершенства именно те приемы, которые составляют арсенал подобных систем. Но эти приемы трудноисполнимы или даже вообще неисполнимы для человека, не обладающего соответствующими психофизическими характеристиками. Особенно в экстремальных условиях реальной рукопашной схватки. Отсюда вывод: для освоения спортивных единоборств и боевых искусств требуется длительное время и высокая физическая подготовка.
Кроме того, в абсолютном большинстве из них отсутствует то, что мы называем периферией, об этом я скажу ниже. В тех, где периферия имеется, она малодостоверна и засорена умозрительными псевдовосточными или псевдоисторическими фантазиями.
Что касается боевых искусств, то тех, кто ими занимается, подстерегает еще одна ловушка. В них имеется огромное количество изощренно-сложных приемов, трудновыполнимых и требующих годов, а то и десятилетий упорной практики. Однако если применять все это не в идеальных условиях спортзала и не в легкой спортивной одежде, а в тесном пространстве, на неровном грунте, в тяжелой стесняющей движения одежде и обуви, в условиях стресса, то многое и многое из арсенала восточных единоборств теряет свою эффективность.
Профессиональная система прикладного рукопашного боя, которую мы предлагаем, в корне отличается от всего того, о чем говорилось выше. Разведчики - нелегалы, для которых она предназначалась, в большинстве своем, не атлеты. Часто это люди, вообще мало приспособленные для занятий рукопашным боем. Поэтому способы подготовки, приемлемые для спортсмена или даже для военнослужащего специального подразделения для них не пригодны.
В нашей системе имеется развитая периферия, о которой я упоминал выше. В это понятие входит ряд специальных дисциплин, без которых говорить о том, что система прикладная нельзя. Вот эти дисциплины.
Психологическая подготовка, то есть способность использовать резервы собственной психики. Одной из главных задач психологической подготовки является вот что. Обычно в условиях любого конфликта, как силового, так и несилового, человек стремится в первую очередь продемонстрировать силу и опирается в своих действиях именно на эту демонстрацию. В таких условиях слабые стороны его личности и его позиции являются препятствиями на пути к победе. Кроме того, нет гарантии, что противник не сумеет воспользоваться своей собственной силой более эффективно, чем Вы используете свою. Если же человек в конфликтной ситуации демонстрирует слабость, опирается на нее, то тем самым он вводит противника в заблуждение и маскирует свою силу, которая не встречает противодействия и дает ему возможность переломить ситуацию выгодным для него образом. Внедрение в сознание курсанта, что он может и должен использовать, в первую очередь, свою слабость - действительную или мнимую - и бросать замаскированную силу в нужный момент на чашу весов и есть основная цель психологической подготовки. Кроме того, в психологическую подготовку входит обучение мгновенному настрою на победу, мгновенной концентрации физических и моральных сил в целях решения конкретной задач, способы повышения психологической выносливости. Эти качества даются курсанту не как самоцель, а как скрытые “силовые” резервы, участвующие в обеспечении основной задачи психологической подготовки.
Психическая подготовка, то есть обучение приемам, позволяющим использовать в своих интересах психику противника. Основную роль в этом играет умение расшифровывать невербальные проявления нервозности и наличия скрытых намерений возможного противника, что позволяет с высокой степенью достоверности прогнозировать его действия. В психологическую подготовку входит так же умение отвлекать внимание противника и маскировать свои замыслы, в первую очередь начало своей атаки, свои боевые возможности и многое другое. Составной частью психической подготовки является обучение способам управления конфликтом, предотвращение его развития по криминальному пути.
Умение оценивать и правильно использовать так называемые сопутствующие факторы: особенности театра, т.е. местности, на которой может произойти или происходит боестолкновение, наличие факторов, затрудняющих или облегчающих бой для каждой из сторон, помогающих ей решить боевую задачу или затрудняющих это и так далее.
Умение использовать оружие, а так же любой предмет, что попал под руку.
Юридическая подготовка, причем не в общепринятом смысле, а в форме обучения юридически правильному поведению до боя, во время боя и после боя. Сюда входит способность автоматически выбирать юридически оправданный характер и степень поражения противника. Это резко снижает шанс попасть на скамью подсудимых, а уж если попали, то пройти по минимальному сроку. Кроме того, курсанта обучают маскировать свое участие в схватке, искусству отхода, сокрытию улик и т.д.
Тактика криминального элемента. Как ни странно это звучит, стихийно сложившейся специфическая тактика имеется у преступников разной, так сказать, специализации что значительно усиливает их боевой потенциал.
В периферию входят и так называемые сопровождающие дисциплины, позволяющие человеку заниматься самосовершенствованием. А именно: способы укрепления физического и психического здоровья, развития отдельных физических и психических качеств, способы поддержания высокого психофизического тонуса, приемы манипулирования людьми, приемы повышения и сохранения сексуальной эффективности, выработка стойкости к алкоголю, способы борьбы со страхами и так далее, и так далее.
Все элементы периферии, являясь частями нашей системы прикладного рукопашного боя, взаимосвязаны друг с другом и дополняют друг друга.
Мы достаточно тесно сотрудничаем с рядом силовых и специальных структур, причем не только России, и после мастер-классов у профессионалов возникает вопрос: ''И технический, и тактический арсенал предельно рационален и эффективен, но как Вы сумели подвести ребят к такому уровню владения им?''
Чтобы дать любому человеку начальную подготовку, куда входят основы техники, тактики и периферии, доведенные до уровня боевого применения, нужно два месяца ежедневных тренировок. Конечно, такая подготовка не превратит курсанта в эксперта рукопашного боя, но даст ему реальную возможность победить сильного и хорошо подготовленного противника, причем почти в любых условиях схватки. Дальнейшие специальные курсы позволят усовершенствовать технический и тактический арсенал, углубить периферию и повысить боевую эффективность курсанта.
Чтобы не быть голословным сошлюсь на последний по дате официальный документ. Недавно был проведен пятидневный учебно-практический семинар, посвященный нашей системе прикладного рукопашного боя. В семинаре участвовали более 120 человек инструкторов, тренеров и преподавателей по боевой подготовке, а так же практических работников из силовых структур ГУСП при Президенте РФ, МВД РФ, МинЮст РФ, ФСБ РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ из Москвы и других регионов России. После окончания семинара руководство Центра на основе анкетирования участников сборов составило коллективный отзыв о том, с чем они ознакомились. Вот цитата из этого документа (необходимо учесть, что писали профессионалы, для которых главное не совершенствование личности, а проблемы служебно-боевой подготовки личного состава): “Система дает возможность успешно и эффективно решать служебно-боевые задачи при силовом столкновении с представителями любых направлений прикладных и спортивных единоборств. Пригодна и эффективна для решения всего комплекса связанных с силовым противодействием задач, стоящих перед силовыми структурами органов безопасности и правопорядка, а так же МО. Всё элементарно, восприимчиво, легко и при этом очень сильно переплетается со служебными наставлениями по физической подготовке. В силу этого система дает возможность быстро подготовить к работе даже сотрудников, не прошедших специальную подготовку”.
Но чисто боевым эффектом систематические занятия не ограничиваются.
Наблюдение за судьбой моих курсантов и их собственные признания свидетельствуют, что систематические тренировки приводят к положительным изменениям в психике, а это, в свою очередь, ведет к повышению жизненной успешности человека, особенно резкому в тех областях, где он до этого не очень преуспевал. У одних эти изменения наступают раньше, у других позже, у одних они проявляются ярче, у других слабее, но положительные изменения отмечают все. Чем-то это напоминает лечение, направленное на активизацию иммунной системы. После курса такого лечения у человека проходят хронические заболевания, хотя именно их лечение непосредственно не касалось.
Многолетний тренерский опыт дает нам право утверждать следующее. Наша система способствует избавлению человека от синдромов эскейпера, проигравшего и лже-победителя. Наша система лечит от неоправданной агрессивности, от привычки к половинчатым действиям, от непредусмотрительности, избавляет от страхов.
Наша система активизирует Инстинкт Победителя.
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.
Отчет о проведении учебно-практического семинара по боевым приёмам борьбы, рукопашному бою и самозащите без оружия.
Выполняя программу подготовки и переподготовки инструкторских, тренерских и общественных кадров региональных организаций «Динамо» министерств и ведомств органов безопасности и правопорядка, совместно с «Физкультурно-спортивным центром Московской милиции», с 25 по 29 мая 2009 года в спортивном комплексе УВД Северо-Западного АО ГУВД г. Москвы был проведён межведомственный учебно-практический семинар по рукопашному бою и самозащите без оружия, в объёме 29 часов. Семинар прошёл по теме, - оружие одноручного удержания.