И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Теперь поговорим о Японии. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. была для нас неудачной. Следует отметить, что русской армии противостояло не средневековое войско, вооруженное катанами. Япония в 1904 - 1905 годах имела армию и флот, построенные, вооруженные и обученные по европейскому, в частности, английскому и немецкому, образцу.
Впрочем, начнем с одного эпизода за несколько лет до войны. Будущий Николай II, а тогда еще Наследник престола Николай Александрович Романов, вместе со своим другом, Наследником греческого престола Георгом путешествовали по Японии. Японцы в то время к русским особо теплых чувств не питали, кроме того оба царевича были изрядными шалопаями и частенько задевали национальные чувства японцев. За что Николай Александрович и поплатился.
Однажды во время торжественной церемонии один из полицейских офицеров торжественного караула совершил покушение на будущего Русского Императора. Он бросился на Николая сзади и ударил его мечом по голове. Представьте себе ситуацию. Ни Николай, ни сопровождавший его Георг Греческий ни о какой опасности не помышляли и ни к чему такому не готовились. Покушавшийся имел многолетний опыт японского фехтования (все офицеры японской полиции в обязательном порядке занимались кендо и дзю-дзюцу), нападал неожиданно и сзади. На голове Николая Александровича была только легкая фетровая шляпа. И что же, японец развалил его до пояса? Или, может быть, всего-навсего разрубил ему голову до плеч? Ведь опытный рубака, да и японский меч - лучший в мире. Ничего подобного! Николай получил легкую рану и вскоре продолжил свое путешествие.
Но интересно и другое. После удара мечом Николай побежал, покушавшийся погнался за ним, но Георг Греческий бросился на японца и сбил его с ног. Георг никогда восточными единоборствами не занимался, просто был физически крепким молодым человеком, получившим, как все тогдашние члены царствующих европейских домов, хорошую подготовку в верховой езде и европейским фехтовании, а так же какие-то навыки в английском боксе и французской борьбе. И он сбивает с ног опытного полицейского офицера, с обнаженным мечом в руках, эксперта по кендо и дзю-дзюцу!
Теперь вернемся к русско-японской войне. В ходе ее не зафиксировано ни одного случая победы японцев над нами в штыковых и сабельных боях, если силы были хотя бы приблизительно равны. А в результате атаки русской казачьей бригады на японскую кавалерийскую дивизию, последняя была вырублена полностью. После этого боя Микадо (японский император) издал специальный приказ, запрещающий японской кавалерии вступать в сабельный бой с русской кавалерией, не имея, как минимум, тройного превосходства в силах. Так что отнюдь не уступали русские войска японцам по готовности к рукопашному бою, да и по храбрости, выносливости, силе духа.
Осада русской крепости Порт–Артур была одним из эпизодов той войны. Русские войска сдали Порт-Артур после длительной осады многократно превосходящими силами японцев. Потери гарнизона крепости составили 17 тысяч человек. Японцы потеряли 140 тысяч человек, в 8,2 раза больше, чем русские. Еще раз напоминаю, что по тогдашним уставам при штурме укрепленных позиций штурмующие должны превосходить по численности обороняющихся в три, в крайнем случае, в пять раз.
Причина победы Японии в 1905 году не в слабости русского солдата, а в тогдашней общей неэффективности управления Российским государством и русской армией. Япония же в высшей степени грамотно использовала немецких и английских инструкторов для сознания современных для того времени армии и флота, строила боевую подготовку армии с учетом опыта последних военных столкновений, в частности, англо-бурской войны 1899-1902 гг. Тогда как командование русской армией мыслило категориями русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Были и другие причины поражения русских войск, не зависящие от их боевой подготовки и силы духа. Укажу одну из них - повальное пьянство офицеров, да и рядовых, которым ежедневно полагалась порция водки. Притом, что кормили их крайне скудно. А при недостатке провианта выдачу водки увеличивали. Германский Кайзер, который внимательно следил за боевыми действиями, ехидно замечал, что, исходя из опыта русско-японской войны, в будущей войне победит тот, кто меньше пьет на позициях.
Впрочем, в 1945 году СССР с лихвой расквитался с Японией за поражение.
Попутно замечу, что в японской армии обучению штыковому бою традиционно уделялось большое внимание, причем бою по западному образцу. Однако некоторые чисто японские подходы существенно снижали эффективность подготовки. В 1930-х годах Главный штаб Красной армии проводил исследование о подготовке к штыковому бою в армиях вероятных противников. Были проанализированы пособия по штыковому бою немецкой, французской, английской, польской, американской и японской армий. Пришли к выводу, что в армиях вероятного противника подготовке к штыковому бою уделяется большое внимание, что по сравнению с Первой Мировой войной эта подготовка стала более рациональной за счет того, что разные страны заимствовали друг у друга наиболее эффективные находки, и поэтому все пособия близки друг к другу и строятся на единых принципах. В части, посвященной штыковому бою в японской армии, констатировалось, что штыковая подготовка у японцев строится на том же техническом и тактическом арсенале, что и в странах Запада, и в лучшую сторону ничем от них не отличается. Наоборот, отмечалось, что в японской технике отсутствует выпад, и это существенно снижает ее эффективность. Кроме того, отмечалось, что японцы уделяли много внимания фехтованию на толстых палках, которые удерживали двумя руками (сейчас мы понимаем, что это фехтование на катанах), и высказывалось сомнение в практической ценности этого. Опыт Второй Мировой войны эти выводы подтвердил. Хотя американцы как могли избегали штыковых боев, в целом они превосходили в этом японцев. А катаны японцы лихо использовали, чтобы рубить пленных, но в боях пользы от них не было.
Так что весь реальный исторический опыт свидетельствует о том, что исторически сложившиеся на Западе, в том числе и в России, подходы к воинскому искусству, в целом, более эффективны, чем те, что сложились на Дальнем Востоке. Я говорю именно о практике, а не о моде, рекламе, кино, масс-медиа и т.д.
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":