Расписание тренировок: 

Волжская ( Тихая 37 стр 3, ИВ ).

пн. ср. пт.  : 19-00 - 22


Алексеевская ( с февраля ).
Вт: 19-45 - 21-45
Чт: 19-45 - 21-45

Заслуженный Тренер Зайчиков И.В.

И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года. 

  • М+Ж= – тренинг согласованной парной работы в самозащитных ситуациях.
  • Самооборона для женщин – направлена на повышение уровня личной безопасности женщин, в условиях бытовых конфликтов, хулиганских, криминальных и сексуальных нападений.
  • УТЛ – базовый учебно-тренировочный лагерь представляет собой мощный тренинг с погружением, по специальной психической подготовке и ПРБ ВКЗ.
E-mail: *
Имя: *

О рассылке
   

Часть 12. Что стоит за рукопашным боем. Япония. Продолжение.


 В 1603 г. сёгуном стал Иэясу Токугава. Этот крайне энергичный и жестокий человек вырезал под корень, физически уничтожил не только всех своих соперников, но так же и те фамилии даймё, вместе с их самураями, которые даже теоретически могли бы в будущем составить оппозицию роду Токугава. Вырезал даже тех представителей своего рода, в верности которых был не очень уверен.

    Иэясу создал жесткий свод законов, обеспечивающих стабильность общества, который действовал на протяжении 264 лет. Опирался он при этом на самураев. Деление на сословия было закреплено. Если раньше даймё, случалось, переводили своих крестьян, ремесленников и купцов в сословие самураев, когда им не хватало воинов, то при власти династии Токугава это стало невозможным. Любые заимствования идей и технологий из других стран, в первую очередь с Запада, были запрещены.

    Естественно, раздоры и войны прекратились, и начался “золотой век” по-японски. Самураи из слуг и расходного материала войны превратились в привилегированный слой общества. Только они имели право служить в армии (которая, кстати, не воевала), полиции, суде и системе государственного управления, они занимались традиционным японским искусством. Я не называю среди занятий самураев науку, так как наука в нашем понимании, как заимствование с Запада, была запрещена. Самураи процветали, все остальное общество их кормило, все новшества были запрещены по закону, страна стагнировала – за эти 264 года в Японии не появилось ничего нового.

    Традиционное искусство расцвело, в том числе и рукопашный бой, который входил в список обязательных самурайских умений. Он все более рафинировался и все больше превращался из конкретной боевой практики прошлого в нечто совершенно новое. Это новое качество рукопашного боя проще всего пояснить через изменения в названиях японских рукопашных систем. Хочу оговориться, что эти изменения в названиях произошли уже после окончания эпохи Токугава, но тенденция складывалась именно в тот период. Присутствующий в названии почти всех видов рукопашного боя Японии термин “дзюцу”, что по-русски означает что-то среднее между искусством и мастерством, заменяется понятием “до” – путь, в смысле жизненное предназначение, дело жизни, жизненная стезя. То есть рукопашный бой из средства выживания в силовом столкновении, вооруженном либо невооруженном, постепенно превращается в искусство, рафинированную деятельность, которая характеризовалась не только совершенствованием техники и способов физической подготовки, но и подведением под них философской базы (на мой взгляд, совершенно умозрительной), а так же возникновением и усложнением ритуалов, сопровождающих и тренировку, и сам бой. Причем бой соревновательный, но никак не спортивный. Встречи представителей различных направлений и школ рукопашного боя в тот период, как правило, заканчивались увечьями и даже смертью. Но от реальной боевой практики эти школы отходили все дальше.

    Нечто подобное происходило в Европе с фехтованием – из чисто боевого выделилось дуэльное фехтование, которое в дальнейшем превратилось в вид спорта. Да и с боксом тоже – из реального безоружного боя, в котором говорить о правилах просто смешно, он превратился сначала в очень жесткое соревнование с минимальным количеством ограничений, а потом в вид спорта. Но более всего, конечно по сути, а не по форме, все это было похоже на эволюцию боя быков в Испании – то, что первоначально было совокупностью охотничьих приемов, затем превратилось в комплексное военное упражнение и развлечение, и, в конце концов, в своеобразное искусство – “благородное искусство тавромахии ”, как его называют испанцы.

    Но вернемся к нашим японцам. Режим, установленный семейством Токугава очень нравился основней массе самураев, подавлявших малейшие попытки научного, экономического и социального прогресса. Население вначале приветствовало прекращение кровопролития, но постепенно остальные слои общества, в том числе и императорский двор, и даже думающих самураев, такое положение вещей устраивало все меньше. Закончилось все это в 1867-68 гг., когда произошла буржуазная революция, получившая название “реставрация Мэйдзи”. Сёгун был свергнут, самураи лишились своих привилегий и были уравнены в правах с остальным населением Японии. Естественно они попытались сопротивляться, но императорская армия, наскоро подготовленная европейскими инструкторами, наголову разбила самурайское воинство. Кстати, полиция провела после этого восстания самураев так называемую “охоту за мечами”, конфисковав у самураев фамильное холодное оружие, которое затем было уничтожено. Поэтому действительно старинное самурайское оружие, в частномти катана, в действительности величайшая редкость, наверное, больший раритет, чем настоящее старинное европейское оружие.

    После реставрации Мейдзи все слои японского общества получили право заниматься боевыми искусствами. И наперебой бросились тренироваться, так как знания и умения в этой области традиционно означали принадлежность к “благородному” сословию. А “благородными” хотят быть все. С другой стороны немалая часть самураев в знак протеста против потери ими привилегий, отказывались продолжать государственную службу, а вот боевые искусства они знали хорошо, следовательно, в тренерах недостатка не было.