И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Я не призываю к ксенофобии. Я с большим уважением отношусь к истории и культуре других народов, в том числе и к их находкам в области рукопашного боя и спортивных единоборств. Я приветствую знакомство со всеми областями культуры других народов, в том числе и в интересующей нас области. И уж ни в коем случае не призываю к каким-либо административным ограничениям восточных единоборств (вот со стороны приверженцев Востока подобные призывы в отношении российских национальных систем звучат!). Боле того, я первым выступлю против таких попыток, если они буду иметь место. Но уверен, что необходимо изменить сложившиеся стереотипы. И тогда восточные единоборства займут в нашей культуре нормальное, естественное положение одного из направлений в спортивной деятельности. Как пришедший из Англии бокс, родившаяся во Франции греко-римская борьба и возникшая в США вольная борьба.
Знакомство с древней и развитой культурой народов Дальнего Востока, очень отличающейся от нашей собственной, развивает наш кругозор, нашу собственную культуру, стимулирует поиск, позволяет по-новому взглянуть на многие привычные для нас вещи. В том числе и в области боевых искусств. Необходимо только соблюдать меру, не утрачивать чувства собственного достоинства, не воспринимать всего на веру, пропускать информацию через фильтр здравого смысла. И не забывать, что все эти интеллектуальные ценности созданы людьми других эпох, других обществ, другого менталитета, другой веры, наконец.
Но что, безусловно, должно представлять для нас особый интерес, так это современный опыт Японии, Китая и Кореи в использования национальных боевых традиций во внутренней и внешней политике. Во внутренней политике -для воспитания национального самосознания, выработки чувства национальной гордости, воспитания патриотизма. Во внешней сфере – для стимуляции интереса к своей культуре у мирового сообщества, создания благоприятного психологического климата для продвижения своих политических и экономических интересов. Да и просто для экономической выгоды своих граждан.
В последние годы школы русских боевых искусств ведут большую работу по пропаганде национальной истории, возрождению забытых или полузабытых народных традиций. Немало делается в области воспитания подрастающего поколения.
Конечно, не без издержек и ошибок. Частенько историю России фальсифицируют и впаривают потребителю нечто, не имеющее никакого отношения к реальности. Здесь ряд наших “ревнителей старины” по разгулу фантазии превосходят даже пропагандистов всестороннего превосходства народов Востока. Я уверен, что такие “завихрения” – вещь далеко не безобидная. С искажения истории начинается широкомасштабное манипулирование общественным сознанием. В мировой истории этому имеется множество подтверждений. Германский фашизм начинался с фальсификации истории немецкого народа, с создания мифа об “избранности” немцев. На иной лад, но не менее интенсивно перекраивали отдельные периоды истории народов нашей страны большевики. Мы сами являемся свидетелями, как перекраивают историю II Мировой войны правящие силы ряда соседних с нами государств. Да и не только этот общеизвестный период истории, но и вообще всю историю отношений своих народов со славянами, русскими, Россией и СССР (даю этот перечень только в исторической перспективе, не надо искать здесь какую-либо политику).
Если несколько отойти от темы, то исторически каждый народ, каждое государство преследовали и преследуют свои собственные цели, и это совершенно правильно. Так что, если смотреть с т.з. “исторической справедливости”, то все перед всеми виноваты, и, одновременно, все друг другу многим обязаны. И пытаться строить современные отношения между народами и государствами на этих старых обидах, да еще однобоко понятых, - глупость, ведущая к взаимному отторжению, развалу государства и хаосу. Что из этого получается, мы видим в последние 15 лет нашей, да и не только нашей, истории.
Другой серьезной проблемой РРБ я бы назвал недостаточную квалификацию значительной части тренеров, которые, по сути дела, являются самоучками. Самоучка, особенно если он занимается самообразованием, случается, находит интересные тренировочные ходы, но отсутствие специальной образовательной базы часто отрицательно сказывается на работе, особенно с детьми и подростками. Самообразованием же занимается абсолютное меньшинство тренерского корпуса (это, кстати, болезнь не только РРБ, но и восточных единоборств). Многие тренеры, особенно на периферии, допускают грубые методические ошибки в работе с детьми и подростками, в частности не учитывают готовности организма ребенка к специфическим физическим нагрузкам, в первую очередь к ударам в голову.
Еще одна серьезная методическая ошибка, свойственная, кстати, не только тренерам отечественных рукопашных систем, но и большинству их западных и восточных коллег - отсутствие понимания различий между физкультурными, фольклорно-воспитательными, спортивными и чисто прикладными направлениями рукопашного боя*.
Наша кафедра и наша федерация ведут большую работу, чтобы преодолеть эти болезни роста.
Имеется еще одна область, где имеются неиспользованные резервы. Наша деятельность в достаточной мере однобока. Контингент молодежи, который охватывают школы русских боевых искусств, - допризывники, благополучная молодежь среднего класса, причем, в основном, нижней его части, трудные подростки. Это – важнейшие участки работы и работу здесь необходимо усиливать. Но влияние отечественных боевых школ практически не охватывает молодежь, учащуюся в элитных школах и ВУЗах.
Сужу по Москве. Имеются продвинутые средние школы, руководство которых с гордостью заявляет, что их ученики изучают ушу и китайскую культуру, либо поддерживают тесные связи с японским либо корейским посольством. Далее выпускники подобных школ в первую очередь поступают в институты. В высших учебных заведениях эта тенденция развивается дальше. Во всех московских высших учебных заведениях действуют тренировочные группы по восточным единоборствам. Чем престижней ВУЗ, тем более экзотичные направления восточных единоборств там культивируются. А ведь не секрет, что из выпускников этих ВУЗов, в первую очередь, рекрутируются и будут рекрутироваться работники центрального аппарата власти, элита культуры и науки. Результат на лицо. Нередко высшие государственные чиновники, деятели культуры и бизнеса, причем, не имеющие прямого отношения к региону Востока, с гордостью отмечают, что занимаются восточными боевыми искусствами, имеют по ним высокие даны, интересуются восточной философией, историей стран этого региона.
При этом я не знаю ни одной элитной московской школы, ни одного элитного московского ВУЗа, где культивировалось бы русское боевое искусство. Что-то не припоминается мне ни один представитель российской управленческой, политической, деловой или творческой элиты, который с гордостью заявил бы, что с детства интересуется российскими боевыми искусствами и достиг в них заметных успехов.
Кстати, в тех странах, с которых берут пример наши любители восточной культуры, особенно престижно заниматься именно национальными, отечественными видами боевых искусств. Не поймут, например, в Японии публичного деятеля, который во всеуслышанье заявит, что предпочитает китайские или корейские боевые искусства японским. Очень ревниво относятся к некорейским рукопашным системам в Корее. А в Китае некитайские системы рукопашного боя вообще находятся в полном загоне. У нас же на любом русско-китайском, русско-японском и русско-корейском массовом мероприятии демонстрируется как мы владеем китайскими, японскими и корейскими боевыми искусствами, но никому не приходит в голову, что неплохо показать и наши находки в этой области.
Пожалуй, единственное исключение из этого невеселого правила – Фестиваль русско-китайской дружбы, проведенный прошлым летом КТМПВС РГУФК и МФРРБ. Да и то, на почти десяток групп, демонстрировавших, как они хорошо владеют различными направлениями ушу, пришлась только одна моя группа, показавшая русский прикладной рукопашный бой.
Еще одна сфера, где, как я считаю, наша активность абсолютно недостаточна – международный рынок. В мире сейчас заметно некоторое утомление восточной экзотикой. И уж менее всего мирового потребителя интересуют наши специалисты по восточным единоборствам; исключением являются только результативные действующие спортсмены. У западного потребителя налицо рост интереса к традиционной и новой боевой культуре неазиатских регионов. Здесь у нас, наряду с восточными школами, имеются два новых сильных конкурента – израильская крав-мага и бразильская капоэйра. Если крав-мага объективно ничем не превосходит наши отечественные системы (а если честно – существенно уступает им), то у капоэйры имеется мощный козырь. Это очень красивое, атлетическое и акробатическое зрелище. Для публики, в большинстве своем падкой на внешние эффекты, это очень привлекательный момент. И главное: международная экспансия этих систем строится очень грамотно и подкрепляется мощным материальным ресурсом. Наши же попытки выйти на мировую арену, да и внутри страны, до сих пор носят любительский характер и базируются на голом энтузиазме.
Мы подходим к боевым искусствам как к спорту либо как к прикладной подготовке. Восточное же общество, продвигая на западный рынок свои боевые искусства, изначально относилось к ним, во-первых, как к товару, а во-вторых, как к долгосрочной идеологическо-маркетинговой операции. По этому же пути идет и Бразилия с капоэйрой, и Израиль с крав-магой. Мы должны понять, что, продвигая на международном рынке российские боевые искусства, мы имеем дело с товаром, причем товаром, не повторяющим восточные направления, но присущим только нашей стране, нашей культуре и потому исключительно оригинальным, уникальным. Товаром, имеющим конкретную потребительскую нишу. И при этом наш товар должен быть в высшей степени качественным. То, что мы предлагаем на внешнем рынке должно не просто быть способным конкурировать с боевыми искусствами других регионов, но реально превосходить их.
Напомню основной принцип торговли. Если Ваш товар только не уступает конкурентам, Вы рынка не завоюете. Необходимо, чтобы товар хоть в чем-то превосходил конкурента. И тогда, грамотно обыграв это превосходство в рекламе, Вы отвоюете свой сектор рынка.
В своей международной деятельности мы должны вызывать интерес не только к отдельным направлениям российских боевых искусств, но и к нашему традиционному и новому боевому искусству в целом. Только заинтересовав международную общественность феноменом российского боевого искусства, мы создадим благоприятный климат для продвижения его отдельных направлений, отдельных рукопашных систем. Поэтому каждый специалист, прорвавшийся на международный уровень, не должен ограничиваться пропагандой своей системы, но пропагандировать российское боевое искусство в целом. Рекламируя своих конкурентов из отечественных систем, мы создаем благоприятную почву для распространения собственной системы.
Хотелось бы закончить фразой, которую приписывают Виктору Гюго: “Нет ничего сильнее идеи, время которой настало”. Уверен, что сейчас настало время российского боевого искусства, причем не только внутри страны, но и на международной арене. Главное этот момент не упустить.
-----------------------------------------------------
*Это предварительная системамизация, термины недостаточно выверенны, за что прошу прочтения у читателей. В ближайшее время надеюсь написатть статью на эту тему.
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.