И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Удушающие приемы (удушения) – надежное и эффективное оружие боя в дистанции захвата. Если обстоятельства позволяют, а исполнитель сумел правильно провести удушающий прием, то освободиться объекту будет крайне сложно. Даже в тех случаях, когда исполнитеь не сумел довести удушение до конца и объекту удается освободиться, у него сбивается дыхание, что резко ограничивает его боевые возможности. Удушающие приемы во многих боевых ситуациях не требуют предварительного расслабления или раздергивания объекта, они мало зависят от различия в телосложении, в частности доступны для исполнителя, значительно уступающего объекту в весе и силе.
Наряду с перечисленными сильными сторонами, удушения имеют ряд тактических ограничений. Одежда, которую носит объект – поднятый воротник, обмотанный вокруг шеи шарф - может сделать проведение их затруднительным или вообще невозможным. Толстая, громоздкая одежда на исполнителе так же затрудняет, а в ряде ситуаций исключает исполнение удушений. Вообще удушающие приемы недостаточно надежны и, в ряде случаев, невозможны в холодное время года, когда и исполнитель, и объект одеты соответственно погоде. Ряд приемов этой группы, в случае успешного применении, ведет к тяжелой травме объекта – западению либо перелому щитовидного хряща, в просторечии известного как кадык, что, при отсутствии своевременной специализированной медицинской помощи, обычно заканчивается летальным исходом. Абсолютное большинство удушающих приемов предназначено для одиночного боя, их невозможно применять в бою против нескольких противников.
Поражающее действие всех удушающих приемов заключается в прекращении доступа кислорода в мозг, в результате чего развивается кислородное голодание мозга, что в первую очередь приводит к потере сознания. Если через десяток – другой секунд после потери сознания снять удушающий захват, то обморок перейдет в сон, который продлится минут 10-20 и закончится без последствий для объекта.
Если же после потери сознания еще какое-то время снабжение мозга кислородом не восстановится, то от кислородного голодания начинают умирать отдельные участки мозга – наступают т.н. необратимые последствия кислородного голодания мозга. Даже в тех случаях, когда удается восстановить снабжение мозга кислородом на этой стадии удушения, человек остается инвалидом – он может потерять речь, зрение, может остаться частично или полностью парализованным, может пострадать психика. Необратимые последствия кислородного голодания в отдельных случаях могут наступить уже через 40-50 секунд непрерывного удушения после потери сознания, хотя обычно для этого надо гораздо больше времени. Если же снабжение мозга кислородом не восстановить, то наступает смерть.
Кислородное голодание мозга можно вызвать двумя способами.
Можно лишить человека возможности дышать. Это называется дыхательным удушением. Есть три способа вызвать дыхательное удушение.
Первый из них, гортанное удушение, заключается в пережимании гортани. Вариантом гортанного удушения является закрывание рта объекта каким либо предметом, утыкание его лицом в грунт или погружение его в воду.
Второй способ, легочное удушение, заключается в сдавливании туловища, обычно в районе нижней части легких и диафрагмы.
Третий способ называется дыхательным ударным удушением. В результате ударов по некоторым нервам, управляющим дыхательной мускулатурой, в тех районах, где они проходят вблизи поверхности тела, возникает спазм дыхательной мускулатуры, что, в свою очередь, ведет к удушью. Все знают об эффекте удара в солнечное сплетение. Практически тот же результат, правда, с другими внешними проявлениями, вызывает удар по боковой поверхности шеи, что травмирует шейное нервное сплетение, в частности диафрагмальный и блуждающий нервы, и вызывает спазм диафрагмы и мышц шеи. Имеются и другие удары, обладающие схожим эффектом. Сильный удар по передней части шеи вызывает западение или перелом щитовидного хряща.
Приемы этой группы обладают высокой боевой эффективностью, т.к., в случае удачного попадания, ведут к немедленной потере боеспособности на период от нескольких секунд до десятков секунд либо даже к летальному исходу. Это либо полностью выводит объект из боя, либо создает исполнителю благоприятные условия для развития атаки и завершения схватки.
При этом риск непреднамеренного летального исхода минимален, т.к. даже в случае потери объектом сознания, накапливающийся в результате удушья в крови углекислый газ, заставляет продолговатый мозг (участок головного мозга, отвечающий за дыхание) дать команду снять спазм, и дыхание восстанавливается без вмешательства извне. Серьезную опасность представляет только западение языка, если объект, потеряв сознание, падает на спину – в этом случае гортань перекрывается, и дыхание не восстанавливается. При очень сильных и точных ударах естественных ресурсов организма может быть недостаточно и для реанимации необходимо вмешательство.
Следовательно, ударные удушения можно успешно применять в любом виде рукопашного боеконтакта как в качестве завершающих приемов, так и в качестве расслабляющих и отвлекающих.
Осложняет применение приемов этой группы то, что для достижения необходимого эффекта требуется очень высокая точность удара, чего в реальном бою достичь удается далеко не всегда. Плотная одежда, которую в нашем климате носят большую часть года, так же снижает эффективность ударных удушений. Впрочем, ударные удушения, хотя и являются в физиологическом смысле удушающими приемами, с точки зрения техники исполнения и тактики применения относятся к ударам.
Кислородное голодание мозга возникает так же в результате прекращении доступа к нему крови. Это достигается пережиманием сонной артерии и носит название артериальное удушение. Имеется и другой механизм артериального удушения. Сильный удар по боковой поверхности шеи может привести к разрыву ветвей, отходящих от сонной артерии и/или вен, проходящих рядом с ней. В этих случаях образуется гематома, которая может пережать сонную артерию. Ударное артериальное удушение особенно коварно и опасно, т.к. развивается замедленно, трудно диагностируется и требует обязательного хирургического вмешательства.
«Это сугубо БОЕВАЯ, а потому узкоспециальная, закрытая и прикладная система, без ограничений и правил...»