И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Удушающие приемы требуют особого внимания, как на тренировках, так и в бою.
В ходе тренировок, на всех этапах обучения, необходимо в обязательном порядке соблюдать правило трех секунд, означающее, что любой удушающий захват можно держать не более трех секунд, независимо от того, подает партнер сигнал сдачи или нет. В случае удачно наложенного удушения, трех секунд достаточно, чтобы партнер почувствовал первые признаки кислородного голодания в виде легкой слабости и головокружения при артериальном удушении и нарастающей болью в районе щитовидного хряща или нижних ребер, сопровождающихся головокружением и легкой слабостью, в случае дыхательного удушения.
Тренер обязан с первых же моментов обучения удушающим приемам приучить курсантов к соблюдению правила трех секунд при любых обстоятельствах, вплоть до отстранения от тренировки в случае его несоблюдения. В тех же случаях, когда курсант систематически нарушает правило трех секунд встает вопрос о его психической пригодности для занятий прикладным рукопашным боем. Начиная обучение удушающим приемам, тренеру следует самому, применив как артериальное, так и дыхательное удушением, аккуратно довести каждого из курсантов до грани потери сознания либо травмы щитовидного хряща, чтобы обучаемые почувствовали эту грань.
Необходимо, чтобы тренер знал приемы первой помощи при потере сознания от удушения и обязательном порядке обучил им своих курсантов.
Первым делом нужно раздвинуть потерпевшему веки и посмотреть в глаза, причем не следует ограничиваться одним глазом.
Если зрачки расширяются и сужаются, значит, пострадавший сам скоро придет в сознание. Для ускорения восстановления можно, взяв его под мышки, приподнять и потрясти или сильно потереть ему ладонями оба уха. Можно так же сильно дунуть ему в нос. Еще один способ – посадить пострадавшего и сильно ударить его ладонью по позвоночнику на уровне середины лопаток, после чего похлопать ладонью справа и слева по шее у плеч.
Если же зрачки или один из них стойко расширен, человек потерял сознание надолго и необходимо приводить его в чувство. Следует уложить потерпевшего на спину, подложив что – ни будь ему под плечи для того, чтобы голова запрокинулась – иначе возможно западение языка и дать ему понюхать нашатырный спирт. Если нашатырного спирта нет, можно пощекотать потерпевшему нос перышком, травинкой, скрученным кусочком бумаги, чтобы вызвать чихание. При необходимости сделать искусственное дыхание до восстановления самостоятельного дыхания, но только не методом изо рта в рот. Сильный резкий нажим на глазные яблоки так же может восстановить дыхание. Если, несмотря на искусственное дыхание, самостоятельное дыхание долго не восстанавливается лучше всего, не прекращая его, повторить те приемы, о которых сказано выше.
Иногда, для того, чтобы привести пострадавшего от удушения в чувство, рекоменуют толчки (обычно кулаком) в живот, под диафрагму. Делать это категорически не рекомендую. В принципе, такие действия восстанавливают дыхание, но могут вести так же к выдавливанию желудочного сока, т.к. в следствие удушения у пострадавшего расслаблен сфинктер, сжимающий выход из пищевода в желудок. В результате желудочный сок попадает через пищевод не только в гортань и на голосовые связки, но, случается, и в трахею и даже в бронхи, что вызовет химический ожог этих органов, сопровождающийся отеком, что само по себе может привести к удушению.
После того, как пострадавший пришел в себя необходимо проверить его на наличие остаточных явлений удушения. Для этого существует три теста. Сначала следует надавить на глазные яблоки, затем на козелки ушной раковины. Если потерпевший чувствует резкую боль, то он еще не полностью восстановился. Если боли нет, необходимо проделать третий тест – плавно поводить пальцем вправо – влево, вверх - вниз и вперед – назад перед его глазами. Если имеется подергивание глазных яблок при слежении за пальцем или если взгляд отстает от движущегося пальца, если при движении пальца вперед – назад зрачки сужаются и расширяются не плавно, а рывками, это так же означает, что последствия удушения не миновали. Если дело происходит на тренировке, курсант должен прекратить занятия до полного восстановления. Если дело происходит на тренировке, обучаемый длжен быть огтстранен от занятий до полного восстановления. В боевых условиях потерпевшему следует, по возможности, обеспечить покой.
Как уже говорилось выше, достаточно часто в результате применения удушающих приемов происходит перелом или западение щитовидного хряща, симптомом чего является невозможность дышать уже после снятия удушающего захвата или затрудненное дыхание с сильным хрипом на вдохе и выдохе.
В первую очередь необходимо облегчить прохождение воздуха через гортань. Если пострадавший остается в сознании, его надо поставить на колени в положении прогнувшись, запрокинуть ему голову до отказа и заставить высунуть до предела язык (можно удерживать его руками), при этом, если дыхание через рот все еще затруднено, он должен стараться дышать пловно, без усилия через нос.
Если потерпевший потерял сознание, следует его посадить, подложив под что-нибудь середину спины, оттянуть ему назад плечи и запрокинуть голову до предела. Если проход воздуха по прежнему невозможен, следует ему сильно вытянуть язык. Это – абсолютно необходимые первоначальные меры при таких травмах, обеспечивающие хоть какой-то проход воздуха в легкие. В этом положении следует дожидаться квалифицированной медицинской помощи.
В безвыходных случаях, например, при невозможности обеспечить хоть частичное дыхание или при невозможности медицинской помощи можно попытаться предпринять более радикальные меры.
Самое простое – уложить потерпевшего на спину, подложив что ни будь ему под плечи, вытянуть ему язык и делать одновременно искусственное дыхание изо рта в рот и надавливанием на грудь, что может обеспечить проход воздуха в легкие. Можно ввести в горло интубационную трубку (это может быть любая эластичная трубка подходящего диаметра). Можно попытаться поставить щитовидный хрящ на место. Проще сделать это при его западении, но в абсолютно безвыходных случаях – и в случае перелома. Для этого имеется два способа. Первый – поддерживая пострадавшего в сидячем положении или на коленях, запрокинуть ему голову, положить одну руку ладонью на лоб и нанести по ней несколько легких ударов кулаком другой. Второй способ – попытаться поставить хрящ на место щипком, т. е. одновременно воздействуя на него с двух сторон четырьмя пальцами и большим пальцем с боков-изнутри (при этом необходимо следить, чтобы кожа на передней части шеи не натягивалась и не давила на щитовидный хрящ) либо одновременным толчком с обеих сторон вторыми суставами пальцев сзади-сбоку запавшего хряща.
После устранения западения или смещения в результате перелома щитовидного хряща потерпевший не должен опускать подбородок, иначе щитовдный хрящ опять западет. Если эти меры не помогают, продолжать те действия, которые описаны выше.
--------------------------------------------
* Значение терминов, отличающихся от общепринятых и не объясненных в тексте приведено ниже.
Прикладной рукопашный бой - не отдельный факт физического силового противоборства и не название отдельного направления, школы, а 1) само явление силового противоборства при решении боевых и служебных задач, в целях самозащиты, а так же для достижения любых других целей кроме спортивной практики и 2) общее обозначение для систем силового противоборства, рассчитанных исключительно для применения на практике.
Бой (синонимы: боеконтакт, боестолкновение, схватка) – любое силовое столкновение противоборствующих сторон.
Вид рукопашного боя - по задачам, следовательно и по тактико-техническому арсеналу, прикладной рукопашный бой делится на следующие виды.
Завершающее действие, прием – любое техническое действие, окончательно лишающее объект возможности вести бой.
Гиперстеник – по типу телосложения люди делятся на гиперстеников, характеризующихся бочкообразным туловищем и короткими толстыми конечностями и шеей, астеников с длинным тонким туловищем, длинными конечностями и шеей и нормостеников, занимающих промежуточное положение между теми и другими. Естественно в жизни чистые типы встречаются редко, в массе своей люди представляют промежуточные типы между нормостеником и гиперстеником, либо между нормостеником и астеником.
Групповой бой – боеконтакт, в котором участвует более одного бойца с каждой стороны или с одной из сторон.
Исполнитель - та сторона в схватке, с чьей позиции описываются действия.
Объект - противная исполнителю сторона в схватке.
Раздергивание – технические и тактические действия, вынуждающие объект распределить внимание между несколькими целями или угрозами.
Одиночный бой – боеконтакт, в котором с обеих сторон участвует по одному бойцу.
Отвлекающие действия, приемы – технические и тактические действия, обеспечивающие раздергивание объекта.
Расслабление – прием, недостаточно сильный, чтобы лишить объект возможности вести бой, но ограничивающий его боевые возможности.
Сфинктер - кольцеобразная мышца, сжимающая выход из полостного органа.
Щипок - один из способов болевого воздействия на объект, представляет собой специфический хват за кадык, когда исполнитель вонзает пальцы в участок шеи между щитовидным хрящом и грудино-ключично-сосцевидной мышцей и стремится надавить на гортань изнутри или соединить пальцы позади гортани, в глубине шеи.
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":
"...Данная система, несомненно, заслуживает внимания. Оригинальность методики тренировок стремление к эффективному результату. Возможность использования ее как для боевых действий, так и для гражданской самозащиты..."