И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Традиции Средневековья и Ренессанса. Продолжение.
Уцелевшие источники относящиеся к борьбе и рукопашному бою чрезвычайно пестрые и обрывочные, как хронологически так и географически и связать их в стройный рассказ невозможно. Но попытаться по крайней мере начать с начала можно. С учетом безоружного боя, боя на ножах и приложений борьбы к фехтованию, старейшая сохранившаяся попытка систематизации и обобщения предпринятая средневековыми мастерами содержится в книге Фиори де Либери "Цветок дуэльной битвы" ( "Flos duellatorum" ) — работе, написанной итальянцем, и предназначенной итальянскому князю, но однозначно испытавшей на себе влияние германских мастеров, у которых Фиори обучался. Как указывает сам автор в манускрипте доступном к обозрению в Музее Гетти, его внимание целиком приковано к смертельным поединкам и причинению повреждений "самым болезненным и опасным местам, а именно:глазам, носу, подбородку и ребрам". В версии опубликованной Новати ( Novati ) он также упоминал атаки по самым опасным местам, но на этот раз речь шла только о "вывихивании и сломе рук и ног". Распределение материала и количество информации сделанное Фиори в различных разделах наталкивают на размышления ( прим. пер. о структуре подготовки и боевых ремесел ). Всего в книге 20 аннотированных иллюстраций по борьбе и бою без правил, 4 по использованию короткой палки; 90 (!) посвящено бою на ножах и бою безоружного против ножа ( это самый большой раздел в трактате ); 60 иллюстраций по двуручному мечу; 18 по одноручнику; 22 двуручнику для боя в в полном доспехе; 16 бою на секирах; 5 бою с копьем и посохом; 9 кинжалу против меча; и 43 посвящено всем вариантам боя на лошади. Надо иметь ввиду, что вся эта внушительная часть трактата посвященная оружному бою ( включая и ту часть что верхом ) содержала в себе много уловок из безоружного боя, так что становится очевидно что приемы с "пустой рукой" составляют основу системы Фиори. Поэтому подход к его "Цветку дуэльного боя" как к трактату по фехтованию серьезная ошибка. Как он сам объяснял, книжка просто про "ремесло боя мужчины с мужчиной" — de conbatere a corpo a corpo ( прим. пер. то же самое, но на языке оригинала ).
Фиори начинает с борьбы, которая, по его словам, может использоваться и для "отдыха и восстановления", и в "ярости", последнее предназначено для боя за свою жизнь в комплекте со "всей возможной лживостью, вероломством и жестокостью". Важно, по его мнению, уметь оценить силу, подготовку, возраст оппонента и самому обладать многими качествами: "т.е. силой, скоростью; знанием продвинутых приемов, знанием как правильно провести перелом рук или ног; умением применять заломы/захваты так, чтобы противник не мог больше ни защищать себя, ни освободиться; знанием как наносить повреждения по наиболее опасным местам; уметь бросить кого-нибудь на землю безопасно для себя; и наконец знание как рвать связки на руках/ногах воздействуя в противоположном естественному направлении."
Четыре основных бойцовских стойки проиллюстрированы, каждая из них имеет свое название родственное аналогичным стойкам с мечом: posta longa ( длинная стойка ), dente di zenghiar ( Клык вепря ), porta di ferro ( стальные врата ) and posta frontale )( фронтальная стойка ) ( прим. пер. это видимо на (старо)итальянском + латынь?, три из четырех стоек можно наблюдать тут:
( 1:40 и дальше ) ).
Далее идет 16 пар воинов, толкование их деятельности через "любовь" и "гармонию" возможно только, если соревнующиеся садисты и мазохисты ( прим. пер. привет гармоничной философии восточных "боевых искусств" от автора ). Их перемещения включают в себя широкий набор подхватов ног; атаки по уязвимым точкам на горле ( грудино-ключично-сосцевидной мышце и сонной артерии ); удар основанием ладони в лицо с одновременным ударом пальцами по глазам; слом руки и травма локтевого сустава рычагом; давление большим пальцем правой руки в место крепления нижней челюсти прямо под левым ухом противника, как правильно отмечено Фиори, это принесет столько боли, что вы бросите объект на землю вне всякого сомнения. Также в описании есть двойной нельсон — слом вражеского позвоночника гарантирован автором, рубящий удар в горло, который одинаково точно произведет оппоненту "боль и огорчение" и удар коленом по гениталиям, который вероятно даст вам кое-какие преимущества, хотя для этого случая, также как в большинстве этих атак, предусмотрена защита и контратака ( рис. 122-6 ). Только одному приему в этом разделе присвоено отдельное специфическое название. Это гамбарола (gambarola), какой-то обхват головы соединенный с броском через бедро. Этот прием не рекомендовался Фиори, который неохотно советовал, если уж и использовать его, то только с на силу и скорость. Затем, в качестве завершения к этому разделу, было два примера использования бастонжелло ( bastongello ) или маленькой палочки ( прим. пер. привет яварре ): в одном примере он используется через руки давлением на обратную сторону шеи, в другом примере используется в ударе между ног с одновременным ударом вверх "вилкой" левой руки ( прим. пер. имеется ввиду специфическое положение руки на ударе в горло ) в Адамово яблоко — удар который сейчас, 6 столетий спустя, был бы конечно классифицирован как атеми-ваза и превознесен как коварная восточная инновация. Наконец, в манускрипте хранящемся в музее Гетти есть две дополнительных иллюстрации, показывающих как сидящий мастер использует свою дубинку для отражения сначала восходящего удара ножом, а затем небрежно скрещенными ногами нисходящего удара кинжалом ( прим. пер. видимо при ударе лежачего ножом, но все равно все эти скрещенные руки/ноги, не работающий против знающего противника арсенал ).
Правый верхний рисунок пример рычага локтя.
Правый верхний рис основание ладони в лицо + пальцы по глазам,
нижний-правый надавливание большим пальцем на точку у сочленения челюстей.
Внизу слева двойной нельсон; наверху справа гамбарола, внизу справа колено по кокосам.
Правый верхний - подхватывание ноги, правый нижний большими пальцами в глаза
Примеры рукопашных приемов для силового задержания и обезвреживания с мечом.
Продолжение следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.