И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Аннотация.
Утонченные убийственные па дуэльных поединков, поножовщина кабацкой драки, вероломство и жестокость уличных стычек, конные поединки тяжеловооруженных рыцарей сошедшихся в отчаянном ближнем бою — все это боевые системы Европы времен Ренессанса. В своей книге Сидни Англо, ведущий специалист по Ренессансу и его символьной системе, проводит первое законченное исследование европейских боевых систем с конца 15 по конец 17 века.
Двадцатый век прошел под сенью повсеместного проникновения восточных единоборств и восточного мировоззрения связанного с ними. Но Запад, как показывает Англо, тоже создал свои варианты ритуализированных поединков, так же имеющих адекватный своему времени социальный и научный контекст. Во времена Ренессанса физические упражнения рассматривались как центральные в обучении рыцарей и мужчин высших сословий. Солдаты использовали очень разнообразный арсенал оружия на поле боя, и в порядке вещей было гражданскими носить меч и уметь им пользоваться. По всему континенту профессиональные ратные мастера, отточившие умения до совершенства, обучали убийственным умениям необходимым для выживания в обществе, где насилие было повсеместным, а жизнь не стоила и гроша.
Эти старинные профессионалы оружия, озабоченные продвижением и сохранением для потомков своих знаний, оставили огромное число источников иллюстрирующих и позволяющих восстановить их мастерство, многие из этих источников приводятся впервые: детализированные образовательные трактаты, зарисовки любителей и превосходные изображения Дюрера и Кранаха, описания реальных поединков, изобилие описаний оружия и доспехов.
Богатством и точностью иллюстрированного материала, Англо подтверждает очень важную роль боевых искусств в классическом образовании и повседневной жизни во времена Ренессанса. Его книга дает полный иллюстрированный отчет о социальной значимости обучения единоборствам.
"Голыми руками, ножом и кинжалом" Часть 1.
Согласно описаниям Павсания, датируемым 5 веком до н.э., борьба появилась, когда Керкион царь Элевсина, который имел дурную привычку биться с чужестранцами и, победив, предавать их смерти, встретил достойного соперника: Тесея, который превзошел его умением.Таким образом нам дают понять, что до этого момента боролись только за счет силы и веса, но Тесей был первый, кто изобрел борьбу, и следуя его примеру борьбе начали учить. Древние египтяне, чьи фрески с борьбой опередили Павсания где-то на полторы тысячи лет, могли не согласиться с этим мифом, но факт остается в том, что создание и обучение навыкам, позволяющим безоружному человеку одолеть или убить более сильного противника, всегда ценилось военными.
Египетские картиночки с борьбой из усыпальниц Beni Hasan
Если бы Тесей не победил Керкиона, Керкион убил бы его. Выбор на грани жизни и смерти так же прост, как приемы описанные в книге "Бой без правил" ( "All-in Fighting" ), методическом пособии для солдат, участвующих в военных действиях Второй Мировой Войны, капитана Уильяма Эварта Ферберна, который характеризовал большинство своих методов как "радикальные в радикальных ситуациях". Никаких правил, никакой красоты и зрелищности, и исключительно для использования "в эти опасные времена, как часть нашей национальной готовности против наших врагов". Ферберн провел четкое разграничение между бойцовскими видами спорта как бокс, борьба и пр. и тем вариантом боя, который предложил сам — разграничение, о котором необходимо помнить, потому что оно было осознанно и оказало влияние на многих мастеров оружия Средневековья и Ренессанса.
Уильям Фарнберн
В наше время, по крайней мере до самых недавних пор, когда спорт стал своего рода суррогатом войны, была четкая граница между спортивным залом и ареной с одной стороны, и полем битвы с другой. В средние века разграничение тоже существовало, но было более размытым. Определенно борьба была популярным видом досуга, спортивным развлечением и видом физической культуры, и школы мастеров оружия обучали ей именно с этими целями. Но обучение приемам рукопашного боя было крепко привязано к реальному бою, особенно в разрезе уличных и кабацких заварушек, не только с использованием самих приемов, но и в дополнение к различному оружию. В действительности, отличительной особенностью средневекового единоборства была комбинация двух взаимосвязанных и разумных предположений: во-первых что prese ( приемы ближнего боя ) могут использоваться и даже зачастую иметь решающее значение в бою с использованию клинков или палок, и во-вторых, приемы рукопашного боя могут быть эффективны против вооруженного противника. Осознание ограниченности данного подхода приходило к мастерам очень медленно.
All-in fighting
Критический разнос, устроенный Георгом Сильвером во времена правления Елизаветы, современным ему фехтовальным школам, указывал на их излишнюю оторванность от реальности в угоду красоте, что приводило к неготовности обучаемых к реальному бою, эти "школяры" сохраняли свою неадекватность до тех пор пока их не обучали рукопашному бою. Наравне с владением клинком, им необходимо было владение приемами ближнего боя, они должны знать как бить эфесом, кинжалом и щитом, необходимо приобрести навык "борьбы", и быть готовыми при случае зарядить с ноги или колена "по кокосам" .
Сильвер в действительности выступал защитником боя без правил ( прикладного рукопашного боя ), эти термины мы в дальнейшем и будем использовать для описания умений, используемых мастерами для обучения мужчины способности голыми руками нейтрализовать или убить врага, или противодействовать эффективно вооруженному противнику. Само же слово "борьба"( 'wrestling' ) будет зарезервировано для поединков по определенным правилам, имеющих изначальную направленность на саморазвитие и спорт*. Нельзя сказать, что это два взаимоисключающих термина, и рукопашный бой ( бой без правил ), и спортивные поединки / борьба, очевидно являются формами безоружного боя, и многие элементы спортивных техник ( борцовских техник ) можно использовать в поединках на смерть. Это словесное отличие всего лишь соглашение, и привнесено искусственно нами, а не ранними мастерами, которые использовали любые подходящие и родные для себя языковые конструкции: luctatio, lutte, lotta, abrogate, lucha, ringen, rzngkampf и т.д., для обозначения любых типов безоружного боя, независимо от направленности оздоровительной, спортивной или боевой.
Положение борьбы и рукопашного боя.
Положение борьбы и рукопашного боя всегда было неопределенным. Во все времена находились те, кто рассматривал рукопашный бой как важное звено в подготовке воинов, и другие, считавшие это жестокой и бесполезной забавой. Когда в 1768 барон фон Билфилд описывал позитивное влияние физических упражнений на психику, он отмечал, ввиду того, что мужская природа во многом состоит в борьбе с себе подобными, мужчина должен не только упражняться в светских умениях на вроде танцев и верховой езды, но и в умении постоять за себя. В соответствии с Билфилдом (Bielfeld), ректорам следует проводить обучение в своих академиях и университетах тем искусствам, совершенствование в которых невозможно без развития физических данных и ловкости, его перечень ( танцы, верховая езда, фехтование, прыжки, борьба, плавание, стрельба и игры на ловкость ( прим пер. не уверен в правильности перевода словосочетания: "games of address" ) продолжение наследия Бальдассаре Кастильоне и других более далеких сочинителей. Бифилд благосклонно смотрел на весь этот перечень, на весь, за исключением борьбы. Как бы ни были благосклонны люди античности к данному виду упражнений, в настоящем Билфилд не видел в нем ничего, кроме "воплощения всего жестокого и отвратительного, что только осталось в англичанах". Жестокость и опасность данного занятия была невыносима для гуманизма, что делало и самого бойца, и его зрителей наслаждающихся боем, одинаково презренными.
Бальдассаре Кастильоне
Отвращение Билфилда определенно далеко от самого Кастильоне, который в дополнение к танцам, верховой езде, фехтованию, прыжкам, и стрельбе, также советовал идеальному всесторонне одаренному придворному приобрести хорошие навыки борьбы, потому что они могут сослужить хорошую службу в пешем бою любым оружием. Галеаццо да Сансеверино восхвалялся Кастильоне именно за практику в "борьбе, вольтижировке, и бое различными видами оружия" под руководством величайшего мастера Пьетро Монте. Монте, в свою очередь, рассматривал борьбу как основу всех боевых умений. Все же, несмотря на такое заступничество, пропаганда борьбы была редким явлением среди просветителей в начале шестнадцатого столетия. Лютер отмечал, что борьба развивает тело и помогает поддержать здоровье, ничего более в ее поддержку не находил. Широко эрудированный солдат, ставший церковником, Селио Кальцанини, включил ее в длинный список упражнений которые считал необходимыми в подготовке молодежи высшего света 16 столетия к военной службе; в свою очередь в Англии сэр Томас Элиот был убежден, что борьба это отличная тренировка для юношей, при условии разделения по весам и наличия мягкого пола, при падении на который участники не травмировались бы. Утверждая полезность этих тренировок для случая потери воином оружия или его поломки, и как следствие необходимости сражаться врукопашную, Элиот развивал свою мысль, что подобный навык позволит более слабому физически победить более сильного, с тех времен и по сегодняшний день, эта точка зрения является сильным доводом в пользу занятия боевыми искусствами.
С другой стороны, современник Элиота, Цвингли (Zwingli), включая борьбу в перечень упражнений для талантливой молодежи, предостерегал от злоупотребления этим видом деятельности, потому что "очень часто забава перерастала в серьезное увлечение"; и эта точка зрения превалировала среди просветителей. В 1581, всего лишь год спустя последнего издания книги Элиота "Правитель", либеральный и образованный наставник Ричард Малкастер докладывал, что борьба уже не так широко практиковалась и больше не рекомендовалась врачами: "похоже ее не просто отложили на время, презираемая большинством, она поддерживается только самыми грубыми". Еще люди античности, как он отмечал, осознали ее полезность в подготовке атлетов к спорту, ее полезность при подготовке солдат и несомненный оздоровительный эффект в укреплении тела и дыхательной выносливости. Таким образом, избегая всяческой борцовской практики, использующей различные виды захватов, и наряду с отказом от дальнейшего их преподавания, Малкастер рекомендовал две формы "вертикального" боя или боя в стойке, как противопоставление бою на грунте. Первый вариант, который он назвал неистовым, избавляет от "ожирения, одышки и всяческого опухания" и также укрепляет дыхание, делает тело крепким и мускулистым, укрепляет связки, и поддерживает общий тонус организма. Второй вариант "боя" был более щадящим, он поддерживал развитие мускулатуры, и был весьма удобным в качестве восстановительных процедур после болезни, как безопасная двигательная активность дающая силу и крепость. В общем, Малкастер рассматривал эти ограниченные формы поединков как оздоровительные, хотя и предупреждал людей страдающих от физических недостатков сохранять осторожность, чтобы не перестараться. Он заявлял, что "страдающих почками и слабыми поясницей, лучше оставаться наблюдателями," если же "слабые здоровьем становятся бойцами, делается это на их собственный страх и риск".
Среди воинского сословия, отнюдь не легче отследить какое-либо последовательное мнение о значении и необходимости борьбы, чем среди ученых. В начале четырнадцатого столетия борцовские выходки Бертрана Дюгеклена рассматривались его опекунами, как достойные всяческого осуждения; но достаточно неясно, был их гнев вызван самой активностью или тем фактом, что Бертран забавлялся этим с чернью. Борьба не упоминается ни в длинном описании физического развития руки маршала Бусико ( прим. пер. Boucicaut - французский маршал ), ни в подобной книге Дона Перо Ниньо ( прим. пер. испанский дворянин, граф Буэльнский, имевший лицензию корсара ), также небольшой эпизод связанный с борьбой в книге "Маленький Жан из Сантре" Антуана де Ла Саля вынуждает предположить, что по крайней мере с некой идеализированной точки зрения, подобные умения считались недостойными рыцарства. Но несмотря на это на протяжении 15-16-го веков, рыцари были весьма не прочь прихватить, сделать подножку или бросить оппонента на ристалище. Знаменитый хронист европейского рыцарства, Оливье де ла Марш, описывая поединок на секирах в Шотландии, восхвалял Эрва де Мериаде ( Herve de Meriadet ) как самого грозного рыцаря своего времени, отмечая его силу, быстроту, невозмутимость и ловкость "во владении оружием и приемами борьбы".
Продолжение следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
____________________________________________
*Есть некоторая сложность перевода слова wrestling, оно соответствует как безоружному бою смешанного типа (ММА), так и в частности чисто борьбе. Стоит понимать, что все описания здесь рукопашных систем и пр. имеют ввиду именно безоружный бой во всех его проявлениях, так как разделение единоборств на чисто ударные, борцовские и последующее их слияние в ММА произошло сравнительно недавно. В то время единицы авторов предлагали вводить разделение на бой в стойке, и на борьбу.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.