Расписание тренировок: 

Волжская ( Тихая 37 стр 3, ИВ ).

пн. ср. пт.  : 19-00 - 22


Алексеевская ( с февраля ).
Вт: 19-45 - 21-45
Чт: 19-45 - 21-45

Заслуженный Тренер Зайчиков И.В.

И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года. 

  • М+Ж= – тренинг согласованной парной работы в самозащитных ситуациях.
  • Самооборона для женщин – направлена на повышение уровня личной безопасности женщин, в условиях бытовых конфликтов, хулиганских, криминальных и сексуальных нападений.
  • УТЛ – базовый учебно-тренировочный лагерь представляет собой мощный тренинг с погружением, по специальной психической подготовке и ПРБ ВКЗ.
E-mail: *
Имя: *

О рассылке

25.07.2010
Боевые системы Европы эпохи Ренессанса. Часть 4.

 

 

От меня:

Неудачно разбил главу, исправляюсь, и переношу конец предыдущей части в начало этой.

Еще один косяк: неверно транскрибировал имя Fiore dei Liberi, он все таки Фьоре дей Либери, что, видимо, значит Фьоре из Либери. Есть мнение в русской части интернета, что это больше псевдоним, а не стечение обстоятельств, Fiore dei Liberi означает Цветок Свободы, упирают на то, что он якобы в другом месте родился, в английской вики указано, что из Либери был его отец, а он действительно в другом месте родился. Но очевидно, что книгу-то он назвал, обыгрывая собственное имя: "Цветок дуэльной битвы"

 

Традиции Средневековья и Ренессанса. Продолжение. 

Следующий раздел посвящен бою безоружного против вооруженного кинжалом, а также встречному бою на ножах. В манускрипте в Гетти, этот раздел предваряется аннотированными иллюстрациями показывающими пять основных позиций или "защит": три из которых продуманны для использования как в броне так и без нее, потому что рассчитаны на максимальную защищенность и максимальный радиус действия, две другие ограничивают радиус поражения, и поэтому менее надежны, если кто-то без брони. Интересное совпадение, что одна из них представляет собой безоружную защиту знакомую энтузиастам карате. Для боя на ножах Фиори предпочитает прямой хват, когда нож подобен мечу, потому что это дает "защиту снизу и сверху, и всех частей". По этой причине, использование Фиори обратного хвата для большинства атак выглядит не соответствующим его же стандарту. Также там есть подготовительная картинка с обозначением основных целей которые в целом повторяют более-менее анатомию верхней части тела. Персонифицированное заглавие гласит:

"Я благородное оружие и имя мое Кинжал...

Понимающий злобу мою и мое ремесло,

в бою любом будет среди тех, которым повезло...

Никто не устоит против моего лютого боя".

Эту точку зрения разделил и капитан Фарберн, лаконично заметив, что общепризнанно среди серьезных специалистов: полностью безоружный человек не имеет никакой четкой и надежной защиты против ножа.

 

\

Противодействие попытке обезоруживания

Несмотря на это, Фиори посвящает существенную часть своей работы тому, чтобы показать как атака кинжалом может быть остановлена безоружным бойцом, чей успех, в действительности, настолько неизменный, что наводит на мысль о том, что владение кинжалом только мешает победе. Большинство контратак включает в себя захват вооруженной руки у запястья с последующим обезоруживанием или сломом руки, и как следствие они напрямую зависят от молниеносных рефлексов заточенных постоянной практикой.Также все они рассчитаны на податливого и вялого противника. Многие из приемов блокировки и обезоруживания Фиори схожи не только с аналогами у более поздних средневековых мастеров, но так же и с методами отстаиваемыми в современных методичках по самообороне, хотя у него полностью отсутствуют в этих приемах удары ногами, которые весьма часто используются в дальнейшем. В действительности удары ногой включенные в "Цветок дуэльной битвы" приведены в разделе двуручных мечей, их несколько: в голень, под коленную чашечку, и по кокосам. Все остальные приемы боя без правил приятно дополняющие бой двуручником, одноручником, секирой или кинжалом против меча включают в себя только захваты, отталкивание или парирование левой рукой, или приложением приемов боя с захватом меча за середину ( halfsword ) для силового задержания или удушения. И несмотря на опасения более поздних мастеров утонченного фехтования и современных историков фехтования, рукопашные приемы остаются важной особенностью реального боя. Чрезвычайно влиятельный эксперт в фехтовании Сальватор Фабри ( Salvator Fabris ), изучил приложение прикладных рукопашных приемов ( прим. пер. приемов боя без правил ) к фехтованию, и его идеи и иллюстрации были популярны еще много десятков лет после его смерти. "Даже в Испании", где казалось бы математические и философские спекуляции уничтожили эти отвратительные проявления реальности, все равно приемы борьбы преподавались мастерами, это хорошо можно наблюдать в манускрипте начала 17-го века Педро де Герейды ( Pedro de Heredia ), "капитана кавалерии и члена военного совета при короле Испании". Одна из его рекомендаций практически идентична броску через бедро описанном капитаном Фарнберном в "Бое без правил", в то время как остальные используют рычаг прямой рукой через горло схожий с приемами ОбиОтоши ( Obiotoshi ).

Определенно, немецкие мастера не испытывали никаких комплексов по поводу использования рукопашных приемов. Из более чем 70 уцелевших немецких книг по "фехтованию" ( Fechtbücher ) начиная с конца 14 и заканчивая началом 17, по крайней мере 47 манускриптов и 9 печатных книг включали в себя материалы по борьбе, безоружному бою и/или ножевому бою; и практически все из них использовали борцовские приемы при фехтовании клинками и посохами. В большинстве своем эти тексты являются различными версиями и адаптациями примерно 12 работ, которые в свою очередь, нельзя назвать независимыми друг от друга, но в месте они образуют весьма последовательную и обширную систему.

О стиле борьбы Лихтенауэра, мы не знаем практически ничего кроме нескольких непонятных строк процитированных Ханко Дёбрингером (Hanko Doebringer - автор одного из самых старых учебников по фехтованию 1389 года ), но скорее всего он ( стиль боя Лихтенауэра ) был схож с тем, который схематично отразил в своем трактате для австрийских герцогов его последователь Отт, еврейский мастер борьбы. Этот текст приблизительно одного времени и ( за исключением отсутствия иллюстраций ) схож с "Цветком" Фиори стилем изложения и методическим подходом, когда за каждым описанным способом атаки следует соответствующая контратака. Как и все ранние мастера, Отт не задерживается на общих чертах, хотя и напирает на то что есть три жизненно важных слагаемых для любого боя — умелость, скорость, и точность, и среди этих трех самое важное — скорость для того, чтобы не дать противнику времени на защиту (! прим. пер. чтобы побеждать надо атаковать, защитой бой не выиграть ). В дальнейшем Отт дает четкую рекомендацию бойцу подходить к каждому поединку, как можно точнее оценивая силу своего противника. Так в бою против более слабого выгодно начинать первым, тогда скорость обеспечит решающее преимущество. Если вы равны начинать надо одновременно с противником, и искать возможность вывести его из равновесия, но если противник сильнее вас позвольте ему начать и нацельтесь на его колени с боку или сзади. Частота таких атак по связкам была специфической ударной особенностью стиля предлагаемого Оттом как и его рекомендации по подхватам ног и несколько других приемов разработанных для того, чтобы вывести противника из равновесия. Многие из этих приемов в дальнейшем повторялись в кэтче и вольной борьбе, также Отт отстаивал более решительные меры как, например, его защита от "медвежьих объятий": "надавите ему двумя большими пальцами на глаза, или челюсти, или глотку и он будет вынужден вас отпустить". А, если он пытается так контрить вас, ударьте его в глотку прямо под подбородок, заставьте его отступить, после подхватите его под колено, "и после вы определенно его свалите". Подобные удары в горло, сопровождаемые работой по связкам колена, видимо были притягательны для Отта, который повторяет эти приемы еще как минимум трижды, также он рекомендует просунув руку между ног объекта поднять его ( прим. пер. похоже речь про "мельницу" ), притопнуть по подъему стопы, сломать руку, врезать с локтя в горло, и старое доброе фронтальное удушение. Да это было руководство не для малодушных.

Вскоре трактат Отта по борьбе был принят как весьма авторитетный, и он бы скопирован другими мастерами, которые обогатили его своими приемами, и снабдили иллюстрациями для лучшего толкования. Самый ранний вариант записок Отта был встроен Гансом Тальхоффером ( Hans Talhoffer ) в свою собственную книжку по фехтованию, также без иллюстраций, которые пририсовал как попало после текста, сами иллюстрации напоминали написанное Оттом очень отдалено и через раз. Все последующие манускрипты Тальхофера включали в себя уже его собственный вклад в прикладной рукопашный бой, включая контратаки против ножа, и борцовские штучки для использования с различным оружием. Многие из них живы до сих пор в рукопашном бое отрядов специального назначения, вольной борьбе и так называемых восточных боевых искусствах, и любой кто закончил Тальхоферовский курс без сомнения был очень неудобным объектом для заварушки. В дополнение к широкому спектру конвенциальных приемов борьбы, эти ученички были вооружены чудовищным арсеналом различных брутальностей: два или три способа сломать хребет, захваты за волосы, двойной нельсон, удар ногой по внутренней стороне бедра прямо над коленом ( прим. пер. похоже что речь про средневековый лоукик во внутреннюю поверхность бедра ), удар предплечьем в горло, а также удар локтем по лучевому нерву на внешней поверхности предплечья ( прим пер. видимо сверху-вниз ).

Ханс Тальхоффер слева, и его герб на его книжке.

Боевая система была вполне эффективна, но вот способы описания весьма хромали. Тальхоффер и большинство его немецких коллег из 15-го столетия в общем обламывались в том, чтобы адекватно описать как боец выходит на тот или иной прием. Также у них были огромные проблемы с тем, чтобы текст соответствовал картинкам. Часто, это было неподвластно отцу-основателю и на плечи художника умышленно ложилось груда смыслов вкладываемых мастером. Подобное можно часто встретить у Тальхофера в манускрипте. Вот, например, серьезная неясность в исполнении "малого зацепа" (das Hecklin), борец показан одновременно применяя обхват головы сбоку и обвивая ногой ногу оппонента. Без знания из заголовка следующей картинки так бы и было непонятно, что сам заголовок касается именно обвивания ногой. Затем чистый заголовок: "это называется "оградка" ", и к такому заголовку прилагается безошибочно узнаваемый двойной нельсон, но нам не только не рассказывают как на него выйти, но и без этой картинки мы бы вообще не знали о чем речь. Дальше в подписи написано, чтобы выйти из этого захвата мы должны сломать противнику пальцы, но ни словами, ни картинками как это сделать не показано.

127. захват запястья в стойке между ног, описанный у Эгенольфа, 128 захват запястья в стойке между ног, описанный у Эрхарта


Что-то обозначенное как "мальчишеская борьба"  (Buben Ringen) является на деле броском с упором в живот, и для того чтобы сконтрить его, необходимо — пока вас бросают — упасть коленом в яйца агрессору. И снова, мы видим вполне законченное описание, но виной тому картинка, но никак не текст. Иногда картинки обозначены как последовательные, например, "скручивание руки", предназначенное для того чтобы привести конечность объекта между его ногами ( в терминологии Леонарда "захват запястья между ног в стойке" и был его любимым приемом ), мы видим сначала начальную картинку и тут же последнюю, все промежуточные отсутствуют, "ну вот и все, прием окончен" гласит заголовок. Но "кто он такой, куда он пошел", совершенно непонятно без реального знания как из первой позиции выйти в последнюю. И такого добра когда совершенно непонятно ни из текста, ни из картинок, как выходить из приема на прием более чем достаточно на страницах старых трактатов. 

Нехватка словарного запаса подходящих слов и картинок, привела к очень большой зависимости от работы художника, и эта тенденция характерна для большого числа немецких манускриптов, не только по борьбе, но и по другим видам поединка. Описания и заголовки картинок уменьшали до нескольких слов или вообще опускались, как например это было сделано мастером из Аугсбурга Грегором Эрхартом несколько картинок так похожи на предшествующие гравюры Ганса Вейдица ( Hans Weiditz's ) ( опубликованные несколькими годами ранее ) что следует предположить прямую связь между ними. Эрхарт полагаясь на свое чувство прекрасного сам нарисовал картиночки к разделу о борьбе своей книги по фехтованию 1533 года выпуска. В общем он переоценил свои изобразительные возможности и ряд его творений получился очень неразборчивыми, хотя стоит признать вполне разборчивыми две его хребетоломки, стоячий захват запястья между ног, и всякие скручивания плечевого сустава и прихват за кокосы ( см. 127-31 ). 

129 Первая спиноломка Эрхарта.  130 Вторая спиноломка Эрхарта

131 та же сама спиноломка у Эгенольфа.



Продолжение следует...

 
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.

 

*Очень интересный тип приемов когда для усиления работы мечом использовался дополнительный хват за лезвие второй рукой увеличивающий точность и силу укола, использующий возможности рычага в борьбе, основные трактаты по фехтованию в полном доспехе используют именно этот способ фехтования, что в целом породило отсутствие заточки у гарды ( пята́ клинка) на мече, а также дополнительную крестовину, мини-гарду для защиты руки при хвате за пяту клинка. Зачастую пята была слишком близко к гарде, что не очень подходило для такого типа фехтования. Некоторые мастера вообще настаивали на том, что меч должен быть заточен у острия. Картиночки по теме:


 

 
В прессе о семинаре в Динамо.

По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.

"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.