И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Традиции Средневековья и Ренессанса. Продолжение.
Для сравнения, когда в начале 16-го столетия Альбрехт Дюрер, художник со способностью к необычайной точности изображаемого, пришел к созданию собственного обобщения приемов и стилей рукопашного боя, он не сторонился словесного описания. Вместо этого, он взял за основу одну из очень дотошных книг 15-го столетия (Augsburg Codex Wallerstein ), и следовал за источником с должным уважением как к тексту, так и к картинкам, неизбежно трансформируя последние из неумелых каляк-маляк в серию мастерских эскизов.
В общем наши знания о безоружном бое в Германии Средневековья и Возрождения полагаются больше на собрание огромного досье перекрывающихся свидетельств, чем на ясность и точность одного трактата. Схожие захваты, броски и подножки повторяются в различных манускриптах. Иногда они очевидно скопированы из одного трактата в другой, иногда они показывают разные фазы одного приема и иногда они показывают одну и ту же идею возникшую независимо в нескольких местах. Вполне возможно ( хватало бы места и времени ) рассмотреть и сопоставить все свидетельства, но все что я могу предложить в существующих рамках общую атмосферу родства сравнивая работу Дюрера с другим манускриптом, которые происходят или из друг-друга, или стороннего, но общего источника. Это до сих пор незамеченный манускрипт по фехтования начала 16-го столетия, из библиотеки Р.Л. Скотта, который содержит несколько любительских, но весьма очаровательных иллюстраций. Если например, ваш противник предпримет попытку бросить вас через голову, манускрипт Скотта советует обхватить его руками вокруг тела как показано на рисунке, вытянуть ноги назад, таким образом он не сможет добиться победы, и вместо этого упадет на лицо. ( см. 132 ).
Текст Дюрера практически идентичен и связь между иллюстрациями очевидна так же как и в случае с текстами о захвате ноги с рычагом колена между ног: "если вы находитесь в таком положении, что одна из ног вашего противника между вашими двумя, хватайте его за ногу и тяните ее вверх, а после этого заваливайтесь на него как показано." ( см. 133 ).
Точно также оба текста объясняют порядок освобождения, если кто-то вас прихватил за грудки ударьте правой рукой в правую и левой в левую и вы будете свободны ( прим. пер. честно не разглядел там описываемого ). И снова картиночки совпадают, хотя на картинках Скотта создается впечатление, что нападавших хотел беспощадно защекотать оппонента. Такое же щекотательное настроение присутствует и в медвежьем обхвате по версии Скотта, при этом пальцы нападающего так соблазнительно переплелись, а противодействующий товарищ не отказал себе в удовольствии выдать особое испанское танцевальное па. И по крайне мере в этом случае, картинки Дюрера едва ли информативнее.
Добавляя более ранний Кодекс Валлерштейна в уравнение, мы получаем два важных наблюдения от такого сопоставления столь разных источников. Вопреки простоте иллюстраций в манускриптах Скотта и Валлерштейна, которые, очевидно, были бы неадекватны сами по себе, они обретают законченный смысл вместе со своим текстом, и более того, однозначно проясняют его. А добавив в рассмотрение иллюстрации Дюрера, мы получим полностью вразумительное описание боевой системы.
Более поздние мастера продолжали собирать, компилировать и заказывать манускрипты. Многие из них отличаются очень хорошей проработкой и отличным художественным оформлением и совершенно из ряда вон тот факт что, эти изображения, как, например, выполненные Йоргом Бройем ( Jorg Breu ) для Паулуса Хектора Майр ( Paulus Hector Mair ), до сих пор практически не замечены искусствоведами. Но насколько я могу судить, сам по себе рукопашный бой, записанный в эти поздних собраниях показывает тенденцию к усложнению и стилизации.
Тренировка оперных фальцетов :). Картинка из Мейеровского трактата.
Продолжение следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
В марте на презентации системы в Киеве присутствовал Быструхин Геннадий Степанович, давший самую высокую оценку системе и написавший отзыв о книге Игоря Васильевича Зайчикова "Том 1. Уличная схватка.":
«Это сугубо БОЕВАЯ, а потому узкоспециальная, закрытая и прикладная система, без ограничений и правил...»