И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Единоборства и появление книгопечатания.
Те привлекательные возможности, которые открывало книгопечатание, для профессионалов оружия в продвижении их владения клинком и кинжалом, оказались невостребованы для безоружного боя, и как следствие печатные источники по рукопашному бою до огорчительного скудны и неудобны для аргументированного обсуждения. Итальянцы, издавшие большое число книг по фехтованию и дуэльному мастерству, так и не опубликовали чего либо существенного по безоружному бою, кроме пятой книги из собрания Акилле Мароццо ( Achille Marozzo ) "Новое слово в искусстве боя" ( Opera Nova dell'Arte delle Armi ), которая так часто перепечатывалась, что видимо никто и не подумал, дописывать что либо новое. К сожалению, Мароццо ограничился только противодействием вооруженному кинжалом нападающему, умению, по его мнению, необходимому мужчинам того времени для "сохранения их жизней". Текст ясный, как и сопровождающие его гравюры. Его подход, хорошо приспособлен к противодействию атаки 'sopra mano' ( прим пер. дословно верх/над кисти/кистью ), под которой понимается нисходящий удар ножом, когда лезвие на самом деле находится под кистью т.е. обратным хватом, и из 22 рассмотренных и проиллюстрированных prese ( прим. пер. приемов ), только 6 относятся к более опасному прямому хвату ( прим. пер. то что он более опасен это спорно, скорее он более универсален ).
рис 136, 137 Второй и четвертый захваты из книги Мароццо.
Мы уже сталкивались с таким перекосом в сторону нисходящих ударов в "Цветке дуэльной битвы" Фиори, и не удивляет тот факт, что большинство prese ( прим. пер. приемов ) используемых Мароццо, так или иначе, но воспроизводят соответствующие приемы из того опередившего свое время источника. Но что действительно удивительно, так это то, что, несмотря на использование и документирование рукопашных приемов в вооруженном бою — даже в геометризированных построениях Camillo Agrippa ( прим. пер. один из величайших теоретиков фехтования, широкую известность ему принесло приложение геометрии к решению проблем вооруженного боя. Он внес очень кардинальные изменения в науку фехтования. Доказал необходимость держать клинок перед собой, а не за, уменьшил количество стоек используемых Мароццо до четырех, тех самых что лежат в основе существующей сейчас итальянской школы фехтования. Внес огромный вклад в трансформирование рапиры в колющее оружие. Также есть свидетельства, что его работа вдохновила также создателей Дестрезы — знаменитой испанской школы/стиля фехтования ) — нет больше ни одного достойного внимания обсуждения безоружного боя (рис. 136—39).
рис 138, 139 Пятый захват Мароццо, и бросок с опорой на живот.
Немецкие печатные труды по рукопашному бою имеют по крайней мере какое-то подобие истории, которая берет свое начало из трех мало иллюстрированных книг, рассматривающих рукопашный бой в основном как спортивную дисциплину. Все они являются версиями одной блочной книги ( прим. пер. старинная книга, отпечатанная способом высокой печати (ксилографии) с целых досок, на которых вырезали текст и иллюстрации. В Европе с таких досок печатали книги до изобретения Й. Гуттенбергом технологии подвижных наборных литер. ) ( сделанной, возможно еще в 1490, Ландсхутским гравером и печатником Гансом Вурмом ( Hans Wurm ) ) из которых уцелела только одна.
Ксилография из книги Вурма
У нее не хватает заглавной страницы, но зато есть вполне законченная подборка из 22 цветных ксилографий ( прим. пер. гравюра по дереву использовавшаяся для печати, и изображение полученное таким образом ), сопровождаемых небольшими заголовками, показывающих пары бойцов в различных энергичных положениях, но только два приема из все подборки предполагают серьезное насилие — это рычаг локтя, позволяющий сломать конечность к которой он прилагается, и еще приемчик подозрительно похожий на начало хребетоломки.
Зацеп ( den Hacken ) один из вариантов.
Большинство из них используют зацеп ногой ( den Hacken ) для выведения из равновесия, чтобы в конечном счете бросить противника, также набор из удушающих захватов и бросков через бедро, которые в целом смотрятся как неплохие борцовские приемы, но не представляющие серьезной опасности для опытных противников. Эта крошечная книга вряд ли будет хороша как самоучитель, но очевидно она завладела умами печатников, которые дважды ее передирали, один раз прямо на тех же дощечках напечатали, в другой раз на вырезанных по новой. Она была также адаптирована и частично скопирована в современные рукописи как трактат по "Борьбе в Ямке" (Ringen im Grüblein), это необычное название, несмотря на то, что в дальнейшем в печатных книгах не встречалось, подтверждает связь этой системы больше со спортом, нежели с прикладными вариантами боевых систем. Ямка (Grublein) представляла собой очень маленькую выемку, в которую соревнующийся должен был ставить ногу ( как база в лапте ) в то время как его противник старался его из нее вытолкнуть. По словам мастера борьбы Фабиана фон Аусвальда ( Fabian von Auerswald ), это был устаревший вид спорта в котором мужчина снаружи этой ямки был вынужден скакать на одной ноге, предположительно для того, чтобы уравнять шансы, "он требовал большого умения и был приятен к просмотру".
Продолжение следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
"...Данная система, несомненно, заслуживает внимания. Оригинальность методики тренировок стремление к эффективному результату. Возможность использования ее как для боевых действий, так и для гражданской самозащиты..."