И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Единоборства и появление книгопечатания. Продолжение.
Свой трактат по борьбе фон Аусвальд опубликовал в Виттенберге в 1539 на 77 году жизни, в котором было приведено несколько различных вариантов боев и несколько подходов, отличных от используемых в традиционных немецких книгах по фехтованию ( Fechtbucher ). Подходя к борьбе больше как к упражнениям и спортивному развлечению ( как это видно из включения борьбы в ямке (Grublein) ), нежели как к потенциально смертельной боевой системе безоружного боя, он отмечал социальную допустимость этих приемов. Борьба за выход на бросок через бедро, например, рассматривалась им как находящаяся в рамках приличий (fein Gesseliglich), тогда как, описывая стягивающий захват, он пишет: "Своей левой рукой я захватываю под локтем и тяну его на себя. Он начинает сгибаться. Когда он согнулся, я позволяю скользнуть своей левой руке на его правый кулак. Это приводит к серьезному и очень болезненному вывиху. Этот прием для грубых простолюдинов и увеселительным не является." ( прим. пер. без картинки правда непонятно о чем речь )
Тут фон Аусвальд говорит о том, что нужно дернуть противника за
левую руку своей левой рукой, но дергает он явно за что-то другое.
Ответ фон Аусвальда на медвежий обхват: правой рукой под подбородок,
правую ногу поставить позади левого колена противника;
"это упражнение может исполняться как слева, так и справа"
Мы конечно можем признать, что это определенно не увеселительный прием, точно также не до смеха от усердия с которым фон Аусвальд откручивает своему многострадальному оппоненту яйца: захватив их рукой, "просунутой прямо меж булками его задницы", ломает или вывихивает ему руку при скручивании плечевого сустава или ущемлении мышц руки дожимом*, или ломает пальцы, сдавливая их одной рукой, с одновременным скручиванием запястья другой рукой**. Тем не менее, хотя и некоторые описанные приемы могут быть травматичны, сам подход фон Аусвальда скорее спортивный нежели прикладной, и его основное желание — показать триумф мастерства над грубой силой. Это находит свое выражение на гравюрах его книги, где он — старый, костлявый и морщинистый мастер, всегда превосходит своего молодого, гладкокожего оппонента. Борцовская система фон Аусвальда такая же изощренная, как ее описание. Его захваты, броски и противодействия сгруппированы в логические последовательности. Текст очень лаконичен, хотя для однозначной и ясной трактовки сильно зависит от неопределенных технических терминов. Неоценимый художественный вклад в трактат внес Лукас Кранах младший, мастер рисунка и виртуозный гравер, отлично разбиравшийся в борьбе.
Обложка книги Мейера.
Остальные пособия напечатанные в Германии в то же время ближе к старым рукописям, чем монографиям Вурма и фон Аусвальда. Пауэрнфайндт ( Pauernfeindt ) (1516) рассматривает много различных вариантов боя, в том числе с кинжалом, но места специально для безоружного боя не нашлось, все на что он сподобился это несколько захватов при бое длинным мечом, включая нетленное выкручивание яиц. С другой стороны, "Der altenn Fechter", впервые опубликованный Кристианом Егенольфом в 1531 и часто переиздававшийся, включал в себя короткий раздел по безоружному и ножевому бою, предлагал характерную смесь зрелищной ( спортивной ) борьбы, разбавленную ударами головой, хребетоломками и душилками. Книга была построена как последовательность описаний нескольких отдельных способов атаки, за каждым из которых следовало описание противодействия; все описания дополнены мастерскими ксилографиями Ганса Вайдица ( Hans Weiditz ), на которых нельзя найти ничего даже отдаленно увеселительного и развлекательного.
После такого непродолжительного всплеска активности в Германский печатных источниках, трактаты посвященные специально рукопашному бою исчезли, хотя судя по ксилографиям из книги Иохима Мейера "Искусство фехтования" ( Kunst des Fechtens ) (1570) , безоружный бой по прежнему оказывал большое влияние на немецкие школы оружия. На титульной странице этой знаменитой работы — нагромождение мечей, внизу титула показаны противники бьющиеся на длинных мечах и посохах. Но между тем по краям картинки показан бой Геракла с Антеем.
Геракл и Антей с обложки книги Мейера.
На левой стороне, он стоит над поверженным Антеем, который, поскольку его (Антея) сила шла от земли, оживает, чтобы продолжить бой на правой стороне страницы, где Геракл вот-вот оторвет его от земли, чтобы сокрушить его в медвежьей хватке. Едва ли мы найдем более яркое подтверждение эффективности борьбы, и хотя у Мейера нет отдельного раздела посвященного безоружному бою, у него есть важный раздел по бою с кинжалом, для отработки которого, воины использовали Dolch большой затупленный деревянный кинжал; а также сцены борьбы с различными классическими вариантами бросков и захватов присутствуют фоном в композициях посвященных другим видам боя. Книга Мейера была повторно издана в 1600, и всего спустя 12 лет, когда Сутор ( Sutor ) опубликовывал свою версию, безоружному бою в ней было отведено исчезающе мало информации, которая ограничивалась всего двумя иллюстрациями в разделе боя на длинных мечах.
Новое издание ( версия Pauernfeindt'а ) старого доброго.
Последующая история безоружного боя в Германских землях неясна ввиду отсутствия какого-либо детального описания борьбы вплоть до Pascha 1657. Как бы то ни было, его интерес нельзя рассматривать как нечто необычное, потому что многие мастера продолжали рекомендовать рукопашные приемы в комбинации с клинком и в 18 веке. Некоторые, как Иоганн Андреас Шмидт ( Johann Andreas Schmidt ), включали расширенное описание прикладного рукопашного боя как неотъемлемую часть их работы, и как минимум один, Теодор Веролини (Theodor Verolini), полностью скопировал иностранные трактат, чтобы заполнить пробел в своем. В Англии и Франции, двух странах известных своими бойцами за силу и умение, не было рукописей и печатных книг по этой теме даже когда Ренессанс ( независимо от того как мы определим этот термин ) уже давным давно закончился. Нам осталось рассмотреть работу двух мастеров, датского и испанского, которые написали, с исторической точки зрения, самые важные трактаты по безоружному бою из всех когда либо напечатанных.
Продолжение следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
* оригинальный термин: arm crush, пара примеров того как выглядит ущемление: вариант один, вариант два.
** немного странное описание, скорее всего имеется ввиду болевой на лучезапястный сустав.
"...Данная система, несомненно, заслуживает внимания. Оригинальность методики тренировок стремление к эффективному результату. Возможность использования ее как для боевых действий, так и для гражданской самозащиты..."
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.