И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Есть еще несколько различных приемов постоянно всплывающих в De dignoscendis и Collectanea. Sacaligna, что с испанского означает, крючковатый посох или гарпун, это зацепляющее движение нацеленное на подколенный сгиб; mediana — это подножка когда нога противника "обвивается своей как змеей", видимо что-то схожее с зацепом (Haken) позже иллюстрированном у фон Аусвальда, аналогичный современному борцовскому захвату стопой (grapevine). Descaderada (или disclunata), в котором "противники оказываются практически спина к спине и враг поднимается руками и попой, чтобы плашмя прилететь на землю", так описывает Монте* прием аналогичный броску через бедро в современной борьбе. Какой бы способ атаки вы не выбрали, Монте советует действовать с максимальной раскрепощенностью, силой и скоростью, без этих качеств ничего не получится, каким бы проворным вы не были. С другой стороны, если боец обладает всеми этими качествами, то его противник не будет иметь времени на контратаку, именно такую точку зрения отстаивал и немецкий мастер Отт во вступительных главах своего трактата.
Rotatio, sacaligna, mediana, disclunata могут применяться из различных взаимных положений, и Монте с сожалением констатирует, что описать все различные варианты потребует слишком много места. Поэтому, описывая наиболее важные бойцовские приемы и хитрости, он ограничивает себя только самым необходимым в разделе обороны. Далее он должным образом систематически и всесторонне описывает набор бойцовских приемов, показывая как они могут соединяться в последовательности, и только затем переходит к описанию контратак, противодействий броскам и захватам. Недостаточное количество иллюстраций было и остается основным недостатком трактата, но описания Монте настолько прозрачны и лаконичны, насколько это возможно при использовании латинских слов и присущей латыни двусмысленности.
Основное отличие Монте от ранних описателей борьбы в его желании разобрать общие спорные вопросы, возникающие из технической сложности рукопашного боя. Например, он взвешивает преимущества и недостатки размеров, силы и массы, проблемы различных театров ( прим. пер. различные места боя, различный характер поверхности и окружения ). При рассмотрении различий в росте, он рекомендует низкорослому при столкновении с высоким, врываться на кратчайшую дистанцию внутрь его защиты, чтобы обрести преимущество, и, наоборот, высокому держать маленького на дистанции своего поражения, не давая ему приблизиться. Высоким, тяжело сложенным обычно удобно бороться без верхней одежды, они легко реализуют свое преимущество против более стройных. И наоборот, если они останутся в одежде, более ловким будет удобнее вести против них бой. Рассматривая различные варианты грунта, Монте предупреждает от того, чтобы бороться с тяжелым и плохо подготовленным противником, потому что на мокрой и мягкой земле легко поскользнуться, а более тяжелый человек будет устойчив и, чтобы бросить его, потребуется чрезвычайно много усилий. Точно также следует избегать мест с проточной водой или земли усыпанной мелкими камнями, где вас легко может постигнуть неудача, когда при попытке атаки и сближения, ваша задняя нога поедет и вы поскользнетесь. Вкратце, ненадежные условия театра выгодны для грубой силы, а не для тех кто добывает свои победы искусностью, и без сомнения, те кто имеет и силу, и навык, должны выбирать наиболее стабильные условия, где исключаются любые случайности, и где настоящие способности одержат победу. Монте недолюбливал чистую грубую силой, и прикладывал все усилия в своих сочинениях, акцентируя внимание на важности умеренности и баланса. Постоянно выступая за развитие скорости, раскрепощенности и самообладания, он отдельно останавливается на них в главе посвященной различным темпераментам человека, их важности для борьбы и практическому значению умения распознать тип темперамента оппонента. Сангвиник, например, склонен к очень яростному началу, но в дальнейшем быстро устает ( прим. пер. больше на холерика похоже ), поэтому разумно переждать его первый натиск, и быть готовым перехватить инициативу, как только его энергия начнет угасать. Флегматик в свою очередь, склонен к медленному включению в бой, вначале его он будет слаб и заторможен, поэтому лучшей рекомендацией будет напасть на него внезапно, чтобы застать его неподготовленным.
Окончание следует...
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
* видимо я неверно транскрибировал фамилию автора с английского, он скорее Монти, а не Монте, в испанской транскрипции он вообще Монтис. Во избежание путаницы пока останется неверная транскрипция.
Отчет о проведении учебно-практического семинара по боевым приёмам борьбы, рукопашному бою и самозащите без оружия.
Выполняя программу подготовки и переподготовки инструкторских, тренерских и общественных кадров региональных организаций «Динамо» министерств и ведомств органов безопасности и правопорядка, совместно с «Физкультурно-спортивным центром Московской милиции», с 25 по 29 мая 2009 года в спортивном комплексе УВД Северо-Западного АО ГУВД г. Москвы был проведён межведомственный учебно-практический семинар по рукопашному бою и самозащите без оружия, в объёме 29 часов. Семинар прошёл по теме, - оружие одноручного удержания.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.