И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Раздел De dignoscendis, посвященный борьбе, заканчивается главой, которая не только демонстрирует способность Монте использовать свое знание предмета при исследовании спорных вопросов. Она организована в форме сравнительного базиса, правда на основе сомнительных источников, демонстрирующего оригинальную точку зрения автора на многообразие ( борьбы ). Из множества правил и традиций разных стран, Монте пытается вывести некоторые стандарты, универсальные законы борьбы, универсальные для спортсменов и атлетов, что подчеркивается рядом его наблюдений и замечаний. Он отмечает, что в Британии необходимо положить противника на лопатки, в то время как Испании, Португалии, Сицилии и большей части Италии падение не считается таковым в случае случайного касания борцом земли рукой или коленом, правило которое постоянно, что не удивительно, вызывало споры. Монте отдает в данном случае предпочтение, правилу, когда любая часть противника кроме его ступни касается пола, а решение о победе принимается по результатам лучшего из трех бросков ( что в настоящее время является нормой ), с одной стороны одиночное падение может быть случайным, а в случае затягивания боя сверх трех бросков, выносливость может победить умение ( прим. пер. неженка, тренируй и выносливость тоже :) ). Монте очень дотошен в вопросах одежды бойцов или ее отсутствия. Одежда для борьбы не должна быть слишком свободной или слишком обтягивающей, и хотя где-то даже с голым торсом борются, Монте считает это непристойным, позорным и непрактичным. По его мнению раздел борьбы должен быть неразрывно связан с реальным боем, в котором сражающийся обнаженным не получает никакой выгоды, и весьма повышает свою уязвимость. Это пожалуй единственный спорный вопрос по которому Монте использует двойные стандарты, в то время как он настаивает на том, что борьба это не только спорт, а также упражнения, предшествующие реальному бою, он тут же начинает настаивать, что атаки по определенным зонам, как гениталии, рот, ноздри, глаза, волосы или горло, обычно рассматриваются как позорные и опасные. Все так, но Монте сам же и рассуждал, что требования реального боя, отличаются от аналогичных в спорте, и что соревновательные поединки совсем не то же, что и прикладной рукопашный бой (all-in fighting). Столкновение этих точек зрения становится особенно заметным, когда он обсуждает приемы, "применяемые в Германии, Венгрии, Богемии ( Чехии ) и Польше", с захватом ног руками. Это конечно его не радует, но он отмечает, что во всех странах про которые он упоминает, все, что помогает победить противника, дозволено; и потому как прагматичный человек дела, он признает, что порицает их с неохотой, потому что на деле эти действия ведут к победе.
(156) Бой на грунте, такое вот непристойное заключение из трактата Эрхарта 1533.
Но даже несмотря на это признание, Монте не одобряет борьбу в партере, потому что биться на карачках достойно "четвероногих зверей", когда природа создала человека для того, чтобы он стоял прямо с высоко поднятой головой, которая дана ему для торжества разума над грубой силой. Человек с прямой осанкой как выражение человеческого достоинства - стандартный аргумент среди обучавшихся у последователей Лактанция, этот же аргумент использовался современником Монте философом Марсилио Фичино ( Marsilio Ficino ), который бы весьма удивился увидев, что он приводится как аргумент в пользу определенного вида боя. Монте намекает, что бой на грунте обычен в для государств центральной Европы, которые были им перечислены, и это зарождает некое сомнение в обоснованности его самонадеянных заявлениях о боевых системах стран отличных от Италии и Испании. Также он описывает крайне непривлекательный способ боя в Великобритании, когда противники душили друг дружку шейными платками, что в принципе подтверждается для Англии по средневековым иконографическим источникам и манускриптом начала 17-го века для Германии. В целом присутствие раздела, посвященного бою на грунте, является редкостью для немецких руководств по рукопашному бою, и даже когда он там появляется выступает скорее как завершающий этап смертельной стычки (156). Маловероятно, что нелюбовь Монте к бою на грунте была обоснована действительно вопросами человеческого достоинства, скорее всего это была интуитивная догадка, которую явно озвучил в 1942 году Уильям Фарнберн, когда он преднамеренно исключил бой на грунте из своей боевой системы. "Потому что требуются годы практики, чтобы стать искусным в таком бою с одним противником", и нельзя рекомендовать это в период войны,"когда велика вероятность нападения нескольких противников на одного". Монте неверно обозначил причину, но ответ нашел правильный*.
Благодаря Кастильоне, скудная слава Монте как учителя рукопашного боя длит свою вечность. Все же, для Галеаццо да Сансеверино ( Galeazzo da Sanseverino ) и других аристократических учеников Монте, безоружный бой занимал относительно небольшую часть их военного образования, малую в сравнении с их настоящей специальностью. Они были рыцарями. Сражаясь в пешем строю на турнире, они были облачены в сделанные на заказ доспехи, указывающие на их очень высокий статус. Отправляясь на войну они вероятнее всего сражались бы верхом, облаченные, опять же, в идеально подогнанные на заказ доспехи. В их среде превозносились традиционные рыцарские умения: владение копьем и мечом в верховом поединке, и именно эти умения они развивали в рыцарских поединках и турнирах. Несмотря на интерес проявленный Фиоре и немецкими мастерами 15-го столетия, публикации по верховому бою стали исключительно заботой специалистов. Большинство поздних мастеров оружия, по крайней мере в своих опубликованных трактатах, сконцентрировались на вариантах боевых систем уже описанных мной ( прим. пер. видимо речь про различные варианты пешего боя, различным оружием ), и даже если они обращались к верховому бою, они мало что могли сказать про оружие и доспехи. В этим отношении Монте был исключением не только потому, что уделил внимание верховому бою вместе с пешим, но еще и за интерес к соответствующему снаряжению. Таки образом он стал мостом, не историческим, а умозрительным, между мастерами имевшими дело с мечом и древковым оружием в пешем бою и теми, кто предпочитал верховой бой. В следующей главе мы увидим, что он также стал связующим звеном между средневековыми и современными попытками систематизировать знания оружия и доспехов.
Конец.
Sidney Anglo, "The Martial Arts of Renessance Europe", перевод Лещук А.Г.
*Без боя на грунте прикладная система не система, к сожалению, и действительно на грунте возиться достаточно трудно, но оба они забывают, что возиться нужно спортсменам, а не прикладникам, прикладники многие вопросы могут там решить другими методами.
"...Данная система, несомненно, заслуживает внимания. Оригинальность методики тренировок стремление к эффективному результату. Возможность использования ее как для боевых действий, так и для гражданской самозащиты..."