И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Хулиганская тактика
Обычно у хулиганья имеется некий ритуал, заключающийся в том, чтобы сознательно спровоцировать конфликт, ссору, которая завершается нападением на жертву. Поэтому Вы всегда должны помнить – если со стороны оппонента или оппонентов имеет место провокация, то надо быть готовым к нападению.
Это может быть выдвижение идиотских немотивированных претензий, различные домогательства, требования или даже просьбы, высказанные в ультимативной либо оскорбительной форме, и тому подобное. Могут быть оскорбительные провокационные замечания в адрес намеченной жертвы. Как правило, но не всегда, это сопровождается и физической провокацией – толчками, грубыми отстраняющими действиями, наступанием на ноги, легкими (только чтобы «завести» жертву) ударами и все такое прочее. Хулиган или хулиганская группа может вести себя демонстративно-вызывающе, куражиться над окружающими. Случается, что такими действиями агрессор «спускает пар», и, если ему не противодействовать, он затихает или уходит. Но гораздо чаще интенсивность провокаций возрастает и, если отсутствует эффективное противодействие, они переходят в глумление, прямое физическое и моральное или сексуальное насилие. А неэффективное противодействие только ускоряет такое развитие событий.
Может быть провокация объектного конфликта: «Отдай девушку», «Это мое место», «Отдай мои деньги». Могут спровоцировать и безобъектный конфликт: «Дай закурить», «Какого хрена смотришь!», «Чего здесь ходишь?»
Гораздо больше изобретательности проявляют при провокации конфликта включения. Обычно это делается так. Хулиганская группа выпускает в качестве подсадной утки своего рода псевдожертву. Это всегда самый плюгавый – маленький или увечный член группы, частенько девица, которые дерзким, вызывающим или агрессивным поведением, что выглядит особенно нелепо и нагло со стороны подобного субъекта, провоцирует жертву на какие-то силовые действия. И тогда из засады выскакивают друзья и, полные «праведного гнева», разделываются с «обидчиком». Если спровоцировать жертву не удается, «приманка» все равно начинает вопить о помощи или даже без этих воплей дружки нападают на жертву с криками: «За что обижаешь маленького (девушку т.д.)».
Есть относительно немногочисленная категория хулиганов, которые используют такой прием.
На первом этапе нападающий стремится запугать жертву, выдавая себя за только что освободившегося из заключения, состоящего на психиатрическом учете, вернувшегося из зоны боевых действий, мастера по боевым искусствам. Может выдавать себя и за представителя национальности, которую общественное сознание связывает с преступной сферой. Следует оговориться, что практически все преступники, использующие этот прием, не выглядят физически крепкими, более того, часто производят жалкое впечатление, поэтому их угрозы часто не воспринимаются жертвой всерьез. Нападают они в одиночку на людей заведомо более сильных либо на группу из 2, очень редко 3 человек. В случае неподчинения своим требованиям начинают драку. При этом их физически ущербный вид заставляет жертву «жалеть» нападающего, во всяком случае, сопротивляться, а не нападать, причем сопротивляться вполсилы. А преступник после первых же ударов пускает в ход оружие, причем стремится нанести смертельные ранения. Обычно наносит 1-2, редко больше, удара, точных исильных, после чего убегает. Интересен эмоциональный фон таких нападений, выявленный специалистами по криминальной психологии. На первой фазе – страх, который агрессор подавляет, вызывая в себе гнев и решительность (подготовительная стадия, включая начало нападения на жертву). В случае сопротивления чувства гнева и страха нарастают, и на пике этих эмоций происходит убийство. Сразу после этого гнев уходит, остается только страх, и преступник убегает. На каждом из этапов преступник испытывает разнообразную гамму ощущений, каждое из которых доставляет ему острое удовольствие. Вначале – страх и ожидание, слившиеся в возбуждение, предвкушение. Затем удовольствие от преодоления страха и возрастающее возбуждение от ощущения гнева. Если жертва не сопротивляется –чувство власти, даже всевластия. Если сопротивляется, своего рода взрывной катарсис в момент убийства – ощущение власти, выполненной мести. После убийства – чувство облегчения, которое некоторые из них сравнивают по интенсивности с сексуальной разрядкой. На заключительной фазе страх, толкающий к бегству, также вызывает у них чувство специфического довольства, возбуждения, сходное с чувством удовольствия от хорошовыполненной работы. Среди этой группы преступников особенно много личностей психически неадекватных либо с органическими поражениями головного мозга.
Как я уже говорил, подобные субъекты чаще действуют в одиночку. Но бывает, что их сопровождает несколько «зрителей», которые в нападении не участвуют. Обычно это, так сказать, свита, восхищающаяся нападающим. В силу психической неадекватности «герой» и посторонних людей нередко рассматривает не как возможных свидетелей на судебном процессе, а тоже как зрителей, восхищающихся его смелостью и умением драться, поэтому может совершить нападение и в людном месте.
Вот еще вариант хулиганского нападения, который практикуют исключительно«малолетки», обычно группами в 3-7 человек. Жертвами здесь чаще становятся взрослые сильные мужчины, чаще под хмельком, но необязательно, могут быть и абсолютно трезвые. Женщина тоже может подвергнуться их нападению. Жертву отвлекают какой-либо просьбой (чаще просят закурить) или нейтральным вопросом и внезапно бьют чем-либо увесистым по голове, причем чаще сзади. Упавшего месят ногами. Если место не очень удобное – есть риск, что помешают – разбегаются быстро. А если место глухое, могут забить до смерти. Чем-то этот вариант похож на предыдущий. Применяют этот способ нападения не только хулиганы, но и малолетние грабители.
Встречается и такой прием хулиганского нападения, своего рода провокация конфликта включения наоборот. Один из хулиганской группы, обычно достаточно внушительной внешности, задирается к жертве, используя стандартный набор провокаций. Его напарник или напарники вмешиваются, якобы, с целью защитить жертву и, усыпив ее бдительность, внезапно атакуют, после чего немедленно разбегаются. Этот же прием, случается, используют и уличные грабители.
В большинстве случаев такие нападения совершаются в удобных для этого местах – глухих, укрытых от постороннего взгляда. Но могут напасть и в тихом закутке рядом с людным местом.
И, наконец, еще один вид хулиганства – нападения различных «борцов за идею» на тех, кто этой идее не соответствует. Нападающие почти всегда подростки, очень редко молодые люди. Нападения совершаются группой, чаще из 7-8 человек, но бывает и меньше. Расправу с жертвой осуществляют сразу, используя численное преимущество, оружие и предметы, его заменяющие. Действуют крайне жестоко и сразу разбегаются. Если имел место чрезмерный алкогольный подогрев или если хулиганская группа достаточно многочисленна, то могут после нападения продолжать куражиться где-нибудь поблизости. Участникам подобного рода нападений в большей степени, чем остальным хулиганам, свойственно чувство безнаказанности и уверенности в себе, так как они считают, что за их выступлениями стоит национальная либо социальная идея и поэтому им обеспечено сочувствие публики, поэтому часто они активно действуют и в людных местах. Побоище, которое устроили скинхеды на рынке в Царицыно, относится к такому виду хулиганских нападений, но, в силу свей массовости, оно не очень характерно. Другими, достаточно типичными исключениями являются массовые побоища футбольных фантов (также в силу массовости) и «подвиги» демобилизованных воинов в дни ВДВ, пограничника, ВМФ (нетипичны они и в силу массовости, и в силу возраста участников).
Обстоятельно «занимаются» хулиганы своей жертвой в местах, для этого удобных, а именно там, где мала вероятность появления сотрудников милиции и вообще посторонних. Человека долго истязают морально и физически. Жертву избивают руками, ногами и различными предметами, наносят колотые и резаные раны, причем с целью именно причинить боль, прижигают сигаретами, раздевают или заставляют раздеться, специально повреждают половые органы, принуждают к унизительным сексуальным действиям, насилуют. Вообще подобные преступления часто связаны с сексуальной сферой и носят все признаки садистической агрессии. В редких случаях ограничиваются издевательствами, но обычно жертву, в конце концов, убивают, нанося ей при этом, по уголовной статистике, до 20 серьезных повреждений. Случается и так, что жертва погибает, не вынеся издевательств, и прерывает «развлечение». Чаще всего подобный исход характерен для тех случаев, когда жертвой является лицо, неспособное оказать серьезного физического сопротивления. Сюда относятся, в первую очередь, лица с низким социальным статусом – проститутки последнего разбора, бомжи, причем старые, слабые и пьяные, опустившиеся местные пьяницы. Нередко жертвами становятся умственно отсталые люди, женщины, дети. Но имеют место случаи, когда потерпевшими становятся полные сил благополучные мужчины, чаще пьяные или просто даже слегка навеселе, особенно, если они принадлежат к «враждебной» национальной либо социальной группе, а также молодежной группировке.
По оценкам организаторов тренинга, новая система единоборств - исключительно практична. В отличие от восточных "боевых искусств", система борьбы Игоря Зайчикова является реальной боевой схваткой, с мощным напором, где требуется гарантированное выведение из строя противника или его уничтожение.
"Эта система - узкоспециальная, прикладная система и закрытая. Главная цель в обучении этой борьбе бойцов - любым способом одолеть противника или уничтожить его", - сказал Трофимов.