И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Если сравнивать травму в спортивном единоборстве и травму, полученную в реальном бою, то выявится ряд важных различий в характере и силе травмирования.
Специфика падений в реальной схватке отличается от единоборств. В спортивном единоборстве спортсмен падает на достаточно мягкое покрытие и, как правило, “с места”. Даже если это падение в результате броска с падением исполнителя на объект, мягкое покрытие в значительной мере амортизирует удар. Для реального боеконтакта характерны столкновения на быстром сближении, падения быстро бегущего человека на жесткую и/или неровную поверхность в результате удара или толчка рукой, ногой или корпусом, либо удара или толчка рукой в сочетании с подножкой, либо в результате изолированной подножки. Если у бойца не поставлена правильная самостраховка именно для твердого и/или неровного грунта, такие падения чреваты серьезными травмами. Поэтому в реальной схватке значительная часть травм в результате падения более характерны для самых жестких игровых видов спорта, а не для спортивных единоборств.
Травматизм в реальной схватке имеет некоторое сходство и с тяжелой атлетикой, т.к. в боец, зачастую, вынужден в тесном контакте физически подавлять объект, значительно более тяжелый, чем он сам. В спортивных же единоборствах имеется деление на весовые категории.
Спортивная травма, как правило, одиночная, т.к. арбитр останавливает бой, если спортсмен получает травму, которая мешает ему вести бой. Травма же в реальном бою почти всегда множественная, т.к. объекту, потерявшему боеспособность, наносятся дополнительные удары, по всем уязвимым зонам, пока он не перестает шевелиться и даже после этого. Так, если в спортивных единоборствах сочетанная травма* встречается в единичных случаях, то среди убийств с применением только физической силы она составляет 22%.
В спорте причинение травмы сопернику не является целью схватки. Более того, в спортивных и даже спортивно-прикладных единоборствах по правилам соревнований из арсенала спортсменов исключены наиболее эффективные приемы, характерные для тех боевых систем, из которых выросли эти спортивные дисциплины. Из всех зарегистрированных повреждений в единоборствах, по данным разных авторов, 80-90% составляют ушибы, ссадины и незначительные растяжения, примерно 12% - легкие сотрясения мозга, серьезные растяжения и вывихи без разрыва связок, от 1% до 8% средние и тяжелые сотрясения мозга, переломы, разрывы связок, мышц и сухожилий. А в реальном бою именно травмирование объекта и есть цель схватки, причем исполнитель сосредотачивается как раз на воздействиях, более эффективных для нанесения травмы, чем разрешенные в спорте и продолжает наносить удары уже после первичного травмирования.
В спорте нет жесткой обуви, которая многократно усиливает удары ногами.
Спортсмен готовится к тренировке, а тем более к соревнованию – он разминается, не переедает и т.д. Реальная же схватка начинается внезапно, исполнитель всегда вынужден работать на холодных (если схватка произошла внезапно) или на переутомленных (если он до схватки, либо убегал, либо догонял) мышцах и связках, на не успевшей подготовиться к нагрузкам или переутомленной сердечнососудистой системе. Если он не прошел специальной подготовке к работе в таких режимах, травма ОДА (=опорно-двигательного аппарата) будет гораздо тяжелее, чем травма после разминки. Если человек плотно поел, опасность поражения ЖКТ возрастает, сами травмы будут более опасны.
Поэтому можно утверждать, что травма, полученная в реальном бою скорее ближе не к спортивной травме, а к травме в результате ДТП (разумеется, не самой тяжелой) или к травме от падения с небольшой высоты. Исходя из сказанного, при оценке уязвимостей человека я привлекал данные не только по спортивным и криминальным травмам, но и по общему травматизму. Если корректно сопоставлять эти данные, дополнять их друг другом и проводить дополнительные расчеты по интересующим нас параметрам, картина, в целом, складывается достаточно ясная.
Считаю важным обязательно отметить так же и отдаленные последствия травм. В первую очередь для того, чтобы инструкторы и курсанты более осмысленно подходили к тренировкам и соревнованиям. Особенно к спаррингам, которые сплошь и рядом превращаются в полигон для отработки ударов на пределе возможностей, в самом жестком режиме. В самодеятельных межвидовых встречах состязаются амбициозные, но недостаточно подготовленные люди, защищающие честь “своего стиля, своей группы, своего тренера”. При этом и в спаррингах, и в подобных состязаниях, в отличие от настоящего спорта, уровень подготовки одного из партнеров может быть значительно ниже, чем у другого.
А эта сторона тренировочного процесса очень важна. Причиной функциональных нарушений в 60% случаев являются различные травмы. Даже относительно легкая, но часто повторяющаяся травма, со временем может привести к серьезным хроническим нарушениям здоровья. Отдаленные последствия травм длятся многие месяцы и годы.
И. В. Зайчиков
* Сочетанная травма — это одновременное повреждение одним травмирующим агентом двух и более анатомических областей тела.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.