И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖЕРТВЫ КРИМИНАЛЬНОГО НАПАДЕНИЯ
В массе своей жертвой криминального нападения является обычный обыватель. Именно он хочет «обучиться самозащите». Я более 30 лет преподаю прикладной рукопашный бой и для силовых структур, и для гражданской самозащиты и пришел к выводу, что абсолютное большинство людей психологически не готово к бою. Все, чем они располагают, – это огромное количество комплексов, сковывающих их волю. И даже наглость, имеющаяся у многих особей, положения не спасает – в самый ответственный момент они «сдуваются».
В массе своей люди несамостоятельны, не независимы, неинициативны и трусоваты. Им с трудом даются волевые усилия. Они редко способны принять быстрое и, главное, правильное решение, особенно в условиях предбоевого и боевого стресса.Многие в опасноститеряются, колеблются либо предпочитают отступить, в том числе и тогда, когда отступать уже некуда. Опасность, особенно ожидание ее, угнетаетих. В каждом нормальном человеке глубоко сидит страх перед тюрьмой.
Этими отрицательными качествами в различных сочетаниях страдает не только большинство мирных обывателей, но нередко и представители силовых структур, недаром так велика потребность в специальных методиках для выработки готовности мгновенно вступить в бой.
Достаточно многие в той или иной мере имеют склонность к насилию, но среди нормальных людейне встретишь тех, кто считаетфизическоенасилие естественным, «законным»и предпочтительным способом добиться своих целей. Есть много более или менее агрессивных личностей, но агрессивность как полностью сформировавшаяся ведущая черта характера у нормальных людей не встречается. Есть много неуравновешенных людей, но совокупность таких психопатических черт характера как чрезмерная возбудимость, ослабленный самоконтроль и жестокость, доходящая до садизма, вне криминальной среды большая редкость.
Проанализируйте свою личность, и Вы поймете, что к реальному бою Вы психологически не готовы. Конечно, Вы можете иметьте или иные психологические предпосылки к рукопашной схватке, но в большинстве случаев эти предпосылки не являются психологической готовностью к бою, тем более готовностью напасть первым. Об этом говорит само желание «обучиться защищаться» – защищаясь, серьезного противника не победить, победить можно только нападая.
Поехали дальше.
У абсолютного большинства людей нет победного (обяобязательно победного!)опыта жестоких схваток, когда на кону стоит здоровье, а то и жизнь. Если у обычного человека и есть опыт силового противоборства, тоэто опыт тренировочных боев, у абсолютного меньшинства– опыт более или менее жестких соревновательных схваток. Это, конечно, лучше, чем ничего,но в большинствеслучаев для реального боя этого недостаточно. Отсутствие опыта реальных боев означает, что у абсолютного большинства людей отсутствуют две психологические характеристики, обязательные для бойца: готовность первому нанести удар и готовность получать удары.
У человека, долгое время занимавшегося тем, что называется «боевые искусства», но не участвовавшего в соревнованиях, может (но необязательно) присутствовать готовность нанести удар первым, а вот готовность получать удары самому чаще всего отсутствует. Такой, как правило, активен до первого сильного пропущенного удара.
Те, кто неоднократно принимали участие в соревнованиях, предусматривающих жесткую схватку, способны нанести удар первым и психологически готовы получать удары и отвечать на них. Однако для реального боя этого может оказаться недостаточно.
Если у Вас имеется психологическая готовность атаковать первым, но нет умения читать невербальные, вербальные и поведенческие признаки готовности к нападению у противника, то Вы, прочти наверняка, попадете в одну из следующих ситуаций. Вы со своей атакой опоздаете, преступник нападет первым, и Вам, готовому атаковать, придется защищаться. В этом случае бой наверняка очень быстро закончится не в Вашу пользу. Либо Вы атакуете человека, нападать на Вас не собиравшегося. Здесь Вы практически всегда победите, но цена такой победы отрицательная. Опыт тренировочных и даже спортивных схваток не заменит практического опыта уличной драки. Противник (об этом я уже говорил), условия схватки, тактика и техника уличной драки существенно отличаются от спорта. И человек, не знакомый или поверхностно знакомый со всем этим, столкнется с совершенно новой для себя ситуацией. И спортивные победы не гарантируют, что он выиграет на улице, – об этом я буду говорить ниже.
Обычный человек, пусть он даже самый лучший спортсмен, не имеет опыта криминальных нападений и успешного опыта противодействия таким нападениям. Обычный человек – в массе своей плохой актер и не может разыграть свою партию для того, чтобы ввести преступника в заблуждение. Он никакой психологи не в состоянии «прочитать» намерения того, с кем общается. Он не может давить на психику преступника и обычно поддается его психическому давлению.
Насколько важна эта проблема, говорит такое мое наблюдение. Даже сотрудники силовых органов, для которых силовое противоборство, в т.ч. и задержание, входит в круг профессиональных обязанностей и получившие специальную подготовку в этой области, сплошь и рядом именно к силовой самозащите готовы недостаточно. Контактирую с ними регулярно и говорю это с полным основанием.
УФСБ по Ингушетии официально пригласило Игоря Васильевича Зайчикова к сотрудничеству с целью обучения сотрудников нашей системе прикладного рукопашного боя.
Командование Отряда отметило высокую эффективность проведенного сбора.
Командир ''Витязя'' полковник А.П. Громов писал: ''Участвовавшие в УТС военнослужащие освоили комплекс оригинальных технических и тактических приемов вооруженного и безоружного рукопашного боя, позволяющих эффективно решать все боевые задачи прикладной рукопашной схватки …
Работа позволила повысить качество подготовки личного состава к рукопашному бою за счет эффективности предложенного комплекса приемов и повышения уровня методической и теоретической подготовки инструкторского состава. Это в целом способствовало повышению надежности личного состава при решении специальных служебно-боевых задач."