И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Вопрос: Сколько у Вас ударов как таковых (руками, ногами), из котрых Вы формируете комбинации?
Я могу давать комбинации ( у нас это называется «гибкие последовательности») с двух ударов руками и примерно с трех-четырех ударов ногамию.
Вопрос: Локти, колени и удары головой?
Задействуются в ближнем бою.
Вопрос: Подсечки?
Подсечек нет.
Вопрос: Пальцы ломаете?
Пальцы ломаем. Можем показать.
Вопрос: какая у Вас разминка?
Классическая разминка у нас отсутствует. Потому, что:
Вопрос: Какие психотехнические техники существуют, чтобы убрать кирпичик страха?
- Страх убрать невозможно. Страха нет у некоторых психопатов, страх снимается медикаментозным воздействием, и страх поглощают какие-то сильные эмоции. В том числе, и чувство долга. Но, таких людей меньшинство. Все методики по снятию страха, по моему глубокому убеждению, профанация. Значит страх надо не снимать, а эксплуатировать. Какой у нас самый сильный страх? Страх за собственную жизнь. Как только ты себе скажешь: «дерись, а не то тебя убьют», ты начинаешь драться. При этом для гражданской самозащиты формулировки «убей или убьют» полностью не подходит. Она хороша для военного или приближенного к нему боя, но не для гражданской самозащиты. Даже для боя она не очень применима, по нескольким причинам. Если есть установка «убей»:
То есть эта установка не работает или не всегда работает. А в бою нужны такие установки, какие действуют всегда, пускай они будут даже менее деликатны. Я считаю, когда человеку говорят: «убей или убьют», это во-первых признак собственной некоторой незрелости говорящего, во-вторых, спекуляция на чувствах слабых людей ….
Все дыхательные упражнения, переплясы, все введения в то или иное состояние требуют времени. В бою времени практически не бывает. Редко когда вы стоите, и друг с другом разговариваете. Очень часто нападение бывает внезапно, случается мгновенно, и единственный механизм - задействовать страх смерти. Вот страх смерти выгоняет все другие страхи. Потому что чувство самосохранения - это, наверное, древнейшее чувство. Более древнее, пожалуй, только чувство размножения. Если вам говорят: «дерись или тебя убьют», то вам даётся определенная мотивация. Психика человека так хитро устроена, что если он находится на распутье: «Что делать? Биться или убежать?», и он получает жесткую безальтернативную команду на то или иное действие, то он это действие и будет исполнять. Эту команду человеку (и себе) можете дать Вы. В боевых условиях, все это прекрасно знают, когда все растерялись, один крикнул «побежали», и все побежали. Командир крикнет: «огонь», и все начнут стрелять. И эту команду можете дать Вы сами.
Есть французский мастер Алан Флате, специалист по айки-будо, который говорит, что нужно сделать несколько раздельных, глубоких дыхательных упражнений. Когда с тещей ругаешься, может быть это и работает. Но когда тебя убивают, времени на это нет.
Вопрос: сколько времени на ваших тренировках уделяется именно этому аспекту?
Нисколько. Потому, что на этом фоне идет вся тренировка. Второе: все эти методики эффективны только тогда, когда они гарантированно работают в нужных ситуациях. Когда твоей жизни грозит опасность, и «сработает, не сработает» - не известно, методики не эффективны. С другой стороны, как только ты подумаешь, что «тебя убьют, если не будешь драться» - ты начнешь драться. Это сработает всегда.
Все установки, все формулировки и все мотивации должны быть предельно естественные.
Вопрос: при работе против нескольких человек, какая система движений, уходов у вас используется?
Всякие дуговые движения, круговые, всего этого в нашей системе практически нет. Почему? Просто прямая всегда короче любой дуги, требует меньше времени, и напрямую гораздо легче управлять своей инерцией. На дугах собственной инерцией управлять очень трудно. Поэтому, у нас преимущество прямолинейных движений, хотя некоторые дуговые движения есть.
К примеру, у нас чётко разработана система поворотов. Как обычно поворачивается человек? Мы сначала поворачиваем голову, спину, плечи, потом всё остальное, ноги при этом заплетаются. В нашей системе повороты идут только от стоп.
Вопрос: какая у вас система защиты? Присутствуют ли блоки?
У нас основной элемент защиты - это встречная атака. При этом первой фазой любой атаки должны быть некоторые защитные действия. Например, при ударе ногой, я всегда отвожу корпус и вскидываю руки.
На первом месте перемещения. Основной принцип боя всех высокотехнологичных, высокоподвижных частей армии: «На первом месте маневр». Я могу идти по прямой не обязательно вперед или назад, я могу идти в сторону. Я не буду делать никаких дуговых и кругообразных движений.
Быструхин Г.С.: я, с учетом определенного большого опыта в сфере единоборств могу сказать, что буквально все, что Вы показали, все оцениваю очень высоко, у меня даже претензий нет.
У нас очень хорошо разработана система прыжков, подскоков, наскоков и т.д.
Вопрос: удары в прыжках используете?
Наскок можно использовать для усиления удара или сокращения дистанции для удара, но в прыжках ударов нет. Потому что на склоне, на вязком грунте, на засоленном грунте сделать это реально невозможно. Применимо только в тех узких условиях, когда гладкие грунты. Если человек долго занимался системой, где эти удары есть, и они у него хорошо получаются – ради Бога. Но, нужно технический арсенал дополнить теми действиями, которые покрывают те ситуации когда эти удары в прыжках не работают. А вот в данном тактическом диапазоне (на гладких грунтах) эти удары работают, поэтому человек может их применять. Мы этому специально не обучаем. Потому что существуют другие способы поражения, более универсальные, которым целесообразнее человека учить.
И. В. Зайчиков
Записал и расшифровал Потопа Андрей.