И. В. Зайчиков, заслуженный тренер проекта "Реальный Мир", Тренирует более 30 лет, с системой знаком с 1959 года.
Семинар прошел 5 и 6 июня в Женеве, вопросы задавал Кирилл Павлович Гопиус, отвечал Игорь Васильевич Зайчиков.
В. - Кто организатор мероприятие в Женеве? Что это было за мероприятие?
О. – Организовал все Президент Швейцарской Федерации самбо Эрве Гелдман. Он, оказывается, еще в 90е годы купил первые мои видео, еще когда система называлась Версия ГРУ-СМЕРШ. Потом нашел 4 диска Силового задержания. Многое из них разучил самостоятельно, использует в тренировках и очень доволен. Рассказал, что однажды пришлось утихомиривать здоровенную буйную чернокожую бабу под кайфом. Действовал, как я рекомендую на диске и без лишней возни и ненужных травм связал ее двойным кольцом из поясного ремня и доставил куда надо. Говорит, давно хотел лично познакомиться, но найти не смог. В этом году, 23 февраля увидел меня в РГУФКе на Дне Защитника Отечества, познакомились, договорились сотрудничать. Швейцарская Федерация небольшая, но активная – у них своя Школа самбо с хорошим залом, со всем оборудованием для спорта, сами соревнования организуют, в чужих соревнованиях участвуют. Прикладникой интересуются. Эрве служил в израильском спецназе (в каком именно не знаю), понимает что по чем, спорт с прикладникой не смешивает. Регулярно занимается со швейцарскими и французскими силовиками, пользуется авторитетом.
В. – Книги ему свои подарили?
О. – Конечно, и не только ему.
Президент Швейцарской Федерации самбо Эрве Гелдман
В. - Какая была программа мероприятия? В каком формате оно проходило? На кого было рассчитано?
О. - По форме это был презентационный семинар – два дня, 4 тренировки по 2 часа. Первоначально объявили, что основная тема – личная безопасность, но силовики попросили дать побольше специальных приемов. Посоветовались и решили поглубже разобраться с силовым задержанием – с этим у них почти полный ноль (конечно, если с нашей кочки смотреть). Еще давал начало схватки, немного реализацию захватов, немного противодействие атаке. По ходу семинара вышли на вопросы тактики, философии боя и тренировочной методики.
Эрве Гелдман и Игорь Васильевич Зайчиков
В. - Сколько было участников? Каков был контингент участников?
О. – Семинар был смешанный. Несколько сотрудников и инструкторов швейцарской полиции и пограничной стражи. Погранцы у них в системе Министерства финансов – борются с контрабандой, незаконной миграцией, наркотранзитом. Были частные лица, которые тренируются у Эрве и парочка людей со стороны. В первый день было человек 10, во второй побольше. Я считаю, что для первого опыта это хорошо. Эрве уверен, что дальше людей будет на порядок больше.
В. - Было ли что-то новое в проведении данного семинара? Отличалось ли восприятие представленного материала данной аудитории с похожими семинарами в России и СНГ? Были сложности из-за разницы культур?
О. – Во-первых, я не знаю ни характера, ни уровня подготовки их силовиков, поэтому надо было сразу нащупать точки соприкосновения. И не только психологические, но и в технике, и в тактике. Начал с алгоритма боя вообще и силового задержания в частности. Это всегда и всех цепляет. Во-вторых, они все гораздо более мягкие, чем мы. Как в жизни не знаю, но на тренировке – определенно. За исключением Эрве и, пожалуй, еще одного-двух ребят. Эрве, еще когда списывались и утрясали тематику, просил быть помягче и не очень шокировать публику приемами и вообще жесткостью, а то отпугнуть может. Так что все было гораздо гуманнее, чем у нас. От начала схватки у них был легкий шок: это как так - первому бить?! Да еще так жестоко! Только после минилекции по тактике и философии боя в себя пришли. Так что начало схватки, реализацию и противодействие я давал как дополнение к силовому задержанию – это, дескать, вспомогательные удары, подготовка к переходу на задержание. У нас-то, даже у самых человечных человеков, главный вопрос: а как сразу убить? В-третьих, все очень дисциплинированные, это хорошо, но не рисковые, это плохо. Прием отрабатывают, и никто уйти даже не пытается. Пришлось мотивировать, но обошлись без травм. Хотя суставы потирали, даже на фото это есть. Правда один паренек на второй день отметился: показываю противодействие атаке в голову уходом вниз с ударом в пах, естественно, медленно и наглядно, удар не сильный и по ракушке, а он мне сам челюсть достать норовит. Два раза простил, а потом пришлось наказать: развить частичный успех – после кулака в пах бросил подрывом спереди, добил, провел болевую фиксацию, перешел на конвоирование, поводил по залу, а потом опять уложил на болевую фиксацию. Конечно, без фанатизма, но от бычки он быстро отказался. Физически все были подготовлены неплохо, но, опять-таки, 2 часа – это их предел. Когда я сказал, что у нас в инструкторской группе норма 3 часа, и тренировка гораздо более интенсивная, за голову хватались. С другой стороны, раззвиздяйства на тренировке нет, не то, что у нас, подгонять матюгами никого не надо. Взаимопонимание было хорошее, искренняя доброжелательность и юмор – хороший мост между культурами.
В. – Курьезы какие-то были?
О. – Я начал с того, что не являлся и не являюсь сотрудником никаких спецслужб, а систему узнал от Иваныча. Ну, как всегда и везде говорю. А Эрве, оказывается, меня рекламировал как инструктора бывшего КГБ и вообще всех советских спецслужб, говорит, что в РГУФКе ему это напели. Так что у ребят во время моего вступительного слова лица вытянулись. Но потом все с интересом работали, а в перерыве спрашивали кто врал – я или Эрве.
В. – И что Вы ответили?
О. – Ответил обтекаемо: Идите, говорю, на…
В. - Что интересного почерпнули для себя, на что хотели бы обратить внимание курсантов?
О. – Лишний раз убедился, что наша методика боя, тренировки и семинаров себя оправдывает в любых обстоятельствах и с любой аудиторией.
В. - Были ли отзывы на мероприятие устные или в СМИ?
О. – Со СМИ упустили, это и мой прокол. Устно все говорили, что было очень интересно и полезно, готовы организовать серию более длительных семинаров на постоянной основе.
Луиджи инструктор криминальной полиции Женевы
В. - Были ли интересные встречи помимо самого мероприятия?
О. – Свободного времени почти не было. Прилетел 4го вечером, 5 и 6 по две тренировки, 7го утром улетел. Самое интересное - разговоры с самими участниками: на что-то они смотрят не так, как мы, в чем-то мы совпадаем. Ребята контактные и приятные в общении. Трое там наших было, интересно видеть изменения в менталитете. Особая благодарность Диме Иоршу, он весь семинар переводил и Диме Балашову – и переводить помогал, и встретил, и проводил на своей машине. Днем между тренировками Эрве со своей женой Изабель город показывали. И магазины - если жена моложе тебя на 22 года, ей надо покупать хорошие подарки.
В. - Как Вам Женева?
О. – Очень приятный город. Архитектура интересная, зеленый, парков много. Расположен в красивейшем месте. Одно озеро чего стоит, горы вокруг. В озере масса лебедей, диких уток и даже лысухи плавают, лысух я больше нигде в урбанистическом пейзаже не видел. Вода чистая, купаются там свободно. С одной стороны город тихий и, вроде, немноголюдный, а с другой – уж никак не провинция. Народ мне показался улыбчивым, доброжелательным, но не навязчивым. Говорят, если в чем-то нарушил закон, не очень сильно, например, не отстрелял положенного запаснику количества патронов за три месяца, тебе из Министерства обороны присылают повестку – пожалуйста, захватите зубную щетку, пасту и такого-то числа, к такому-то часу прибудьте к воротам тюрьмы по такому-то адресу. Но если в тюрьму не хотите, можете заплатить штраф, а бланк оплаты перешлите нам по факсу. Умел товарищ Ленин Владимир Ильич находить удобные места для политической эмиграции. Правда, сейчас свои трудности появились. Арабы и негры. В целом, относятся к ним доброжелательно, но отстраненно. Живут они, в основном, на социалке, торгуют наркотой и сами же ее, в основном, и потребляют. Тусуются нарики в строго ограниченных местах, где их не трогают. И еще грузинские карманники и домушники повадились на гастроли приезжать. Людей пока не трогают, а квартиры бомбят и карманы чистят. Так что их полиция шевелиться начинает.
В. - Что в планах? Развитие данного контакта?
О. – Планируем работать совместно и дальше. Интерес к нашим знаниям и навыкам большой, планы, в целом, согласовали.
«Это сугубо БОЕВАЯ, а потому узкоспециальная, закрытая и прикладная система, без ограничений и правил...»